Как на руси лечили грыжу
Паховые грыжи относятся к категории самых распространенных грыж живота. Удельный вес паховых грыж составляет 70 – 80% среди всех грыж брюшной стенки. В мировой практике накоплено огромное количество материалов по изучению этиологии и патогенеза паховых грыж, усовершенствования техники оперативного вмешательства. Но проблемы герниологии (науки о грыжах) не стали менее актуальными, прежде всего потому, что результаты лечения не могут в полной мере удовлетворять, ни пациентов, ни хирургов.
Паховые грыжи известны с глубокой древности. Но первоначальные знания о грыжах были поверхностными. Оперативные вмешательства тех времен были примитивными, грубыми и калечащими. Так практиковалось иссекать грыжевой мешок вместе с яичком или перевязывать его вместе с семенным канатиком, вслепую рассекать ущемляющее кольцо (келотомия) при ущемленных грыжах, или прижигать грыжевые ворота каленым железом после вправления грыжи. Поэтому в доасептическую эпоху лечение паховых грыж скорее заканчивалось смертью, чем выздоровлением. А занимались лечением грыж в те древние времена люди далекие от медицины: цирюльники, банщики, «грыжесеки», «кельные лекари». Тяжелые осложнения и высокая летальность после операций таких специалистов привели к тому, что во многих странах нынешней Европы были изданы указы запрещавшие грыжесечения (операции по лечению грыж).
Настоящий прорыв в учении о грыжах свершился только в ХІХ столетии, когда итальянский хирург Эдуардо Бассини (1887) создал концепцию лечения паховой грыжи. На основании своих научных исследований он обосновал хирургический доступ – разрез кожи и основные этапы операции: рассечение апоневроза наружной косой мышцы живота, доступ к внутреннему паховому кольцу, выделение семенного канатика, укрепление задней стенки пахового канала. На тот момент это были революционные постулаты в хирургии паховых грыж. Дальнейшие разработки Мак Вея (1940), Шолдайса (1945), Кукуджанова (1947), Нихуса (1960) были направлены на модернизацию существующих способов пластики. На сегодняшний день известно более ста модификаций данной операции. Специалисты, занимающиеся хирургическим лечением грыж, стали уделять внимание деталям операции, осложнениям возникающим как во время операции, так и в послеоперационном периоде, производить анализ причин появления грыж и возникновения неблагоприятных результатов лечения. Ровно столетие длилась эра пластики собственными тканями или так называемые «натяжные» методики оперативного лечения паховых грыж.
Большое количество неудовлетворительных результатов лечения заставляло хирургов искать новые пути решения этой проблемы. Мощным стимулом дальнейших научных исследований в хирургии грыж, была идея использования для пластики трансплантатов или имплантов. Еще Теодор Бильрот говорил: «Если можно было бы создать искусственную ткань, по плотности и крепости равную фасции и сухожилию, то секрет радикального излечения грыж был бы найден!». В качестве дополнительного пластического материала использовались и собственные ткани человека (лоскут мышцы, надкостница, кость, фасция, кожа) и синтетические материалы (пластины и сетки из металлов, пластмасс). История применения синтетических материалов для пластики грыж насчитывает более ста лет, однако их применение оставалось сдержанным из-за большого количества осложнений и негативных результатов в связи с отсутствием биологически инертного, механически прочного, нерассасывающегося синтетического материала. ХХ век ознаменовался прогрессом в развитии химии полимерных материалов, что позволило создать новые виды высокомолекулярных полимерных соединений пригодных для использования в качестве пластических материалов в хирургии. Новый толчок в развитии ненатяжных методик лечения грыж дало появление полипропилена. Впервые этот материал успешно использовал для пластики грыж Ушер (1954). В середине шестидесятых годов ХХ столетия директор Института Грыжи (Лос-Анджелес, США) Ирвинг Лихтенштейн акцентирует внимание своих сотрудников на важности уменьшение количества рецидивов, сокращении сроков реабилитации и уменьшении болевого синдрома после операции по поводу паховой грыжи. В результате двадцатилетней напряженной исследовательской работы сотрудники Института Грыжи Лихтенштейна разработали концепцию «ненатяжной» герниопластики основанную на двух постулатах:
а) первичная дегенерация тканей пахового промежутка;
б) чрезмерное натяжение тканей по линии шва при традиционной пластике.
С 1984 года в Институте началось применение новой методики операции, известной ныне как пластика Лихтенштейна. Она предусматривает укрепление задней стенки пахового канала полипропиленовым протезом без какого-либо натяжения тканей. Эта операция может выполняться под местной анестезией, а правильно установленный протез и отсутствие натяжения тканей минимизируют болевой синдром после операции и риск возникновения рецидива. Благодаря этому, пациентов можно выписывать домой в день операции или в ближайшие пару дней после нее. С начала девяностых годов пластика по Лихтенштейну стала применяться во всех ведущих клиниках мира, а вклад Лихтенштейна в паховую герниологию признали революционным, сравнимым по значимости с вкладом Бассини.
Следующий этап развития «ненатяжных» пластик связан с внедрением «обтурационных» методик. Над их разработкой работали Лихтенштейн, Жильбер, Рутков, Робинс. Суть этой методики заключается в использовании специально смоделированной конструкции из полипропиленовой сетки в виде зонтика, волана или цветка розы, которой закрывают дефект задней стенки пахового канала. После фиксации установленной конструкции место выхождения грыжи обтурируется, а отсутствие натяжения тканей сохраняет все преимущества «ненатяжной» методики. В 1993 году компания C.R. Bard Company выпустила первый фабричный набор для «обтурационной» пластики.
Практически параллельно развивались и внедрялись в жизнь лапароскопические методики лечения паховых грыж и использование для пластики PHS или UHS – специальных трехмерных систем, позволяющих в два слоя укрепить заднюю стенку пахового канала и одновременно обтурировать грыжевые ворота.
Развитие лапароскопии как прогрессивной малоинвазивной хирургической технологии не могло обойти паховую герниопластику стороной. Первые публикации начали появляться с конца семидесятых годов. Весомый вклад в развитие этих методик внесли выдающиеся хирурги современности Гер, Фитцгиббонс, Попп, Шульц, Аррегви, Мак Керпан. Существуют два способа лапароскопической пластики паховых грыж:
а) лапароскопическая предбрюшинная протезирующая герниопластика – характеризуется подходом к задней стенке пахового канала со стороны брюшной полости и установкой в предбрюшинное пространство сетчатого трансплантата;
б) лапароскопическая внебрюшинная протезирующая герниопластика – характеризуется полностью внебрюшинным доступом к задней стенке пахового канала и установкой в этом пространстве сетчатого трансплантата.
На сегодняшний день эти методики широко распостранены в США и Западной Европе. Лапароскопические методики имеют как преимущества, так и недостатки в сравнении с «открытыми» операциями, но более широкое их внедрение в повседневную практику сдерживает техническая сложность методики, необходимость общего наркоза и наличия дорогостоящего оборудования.
Сравнительно новый способ лечения паховых грыж – метод с применением систем PHS или UHS. При этой методике используется имплант специальной трехмерной конструкции состоящий из двух сетчатых пластинок и соединяющего их цилиндра. Установка этой системы в паховом канале позволяет в два слоя укрепить заднюю стенку пахового канала а цилиндром обтурировать грыжевые ворота.
Анализируя мировой опыт паховых грыжесечений можно сделать вывод, что «натяжные» методики применяются в 18-20%, лапароскопические – 14-16%, «ненатяжные» методики – 62-66%.
С марта 2013 года Украина вошла в Европейскую
Ассоциацию Герниологов и сделала очередной шаг на пути к прогрессу и развитию
медицинских технологий и внедрению их в жизнь. Пациенту остается только
определиться с хирургом, в опытных руках которого выбранная методика пластики,
подходящая именно в данной клинической ситуации, окажется наиболее безопасной,
щадящей и эффективной.
Автор:
Николаенко Роман Михайлович
Возврат к списку
Источник
Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов — этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма.
Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.
Волхвы были знатоками «зелий, т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и «язвенным больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв, «врачь, «лечець, «зелейник, «чародей. По древнерусскому представлению, волшебство — это высокое искусство, мастерство («влъшебная хытрость), а волхв — есть «премудр, человек с большим опытом и знаниями.
Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты «мудрых, «хитроков, «филозофов.
Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси
Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX — начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда — не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI — XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.
Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.
Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.
Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф — 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.
Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и «свитошные (прачечные).
Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.
Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
Почетом в древнем Новгороде были окружены «резальники (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.
В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по «Изборникам Святослава» (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом — М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: «Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное». В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, «Лицевой летописный свод», охватывающий период от «сотво¬рения мира» до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся «древяница» или «тояги». Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В «Своде» была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного крепления на костыль.
Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в «Повести временных лет (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя — может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.
Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).
Запечатленные в летописях своеобразные «истории болезни руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в «лето 69491441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.
Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в «лето 6970страдавшего «сухотной болезнью», был применен общепринятый тогда метод лечения — прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.
Одно из немногих известных имен — легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и «много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.
Это руководство — один из древнейших русских лечебников «Мази («Алимма): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи «Алимма. В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны «наружные болезни» и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название «Алимма». Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было «врачебное сословие» Древней Руси?
В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.
Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты «терапевтического профиля — камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании — ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил отпорчи (предки современных психоневрологов) и др.
О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно
Были в числе мирских врачей и лечцы «хирургического профиля — резалники: среди них различались костоправы («травматологи), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, «лекари польской породы, ученики общелекарские и др.
Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.
Фармакология на Руси
Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: «Лук от семи недуг». Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при «прилипчивы» (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много «врачебных» молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.
Териак — ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее — вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.
Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.
В произведении «Вертоград» (1534г.) можно найти более ста названий веществ и лекарств, которыми торговала Русь. Так, лекари использовали мышьяк для лечения болезней кожи, которые сопровождаются разрастанием рогового слоя. Для лечения кожных болезней применяли также киноварь и ртуть. С помощью этих средств избавлялись от таких паразитов, как вши и блохи.
На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути — стоматиты, а также способы их предупреждения. Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.
Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
Применение агата упоминается ещё в «Изборнике Святослава». Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата — оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.
В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.
Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался «камень безоар», который находили в кишечнике многих животных. Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, — секрет железы кабарги — источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.
Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые «оттирки — панты пятнистых оленей. На Руси пантовые «оттирки назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: «любка, «зелие милое, «дар небес и так далее.
Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.
Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.
В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В «Киево-Печерском патерике (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.
Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.
Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.
В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый «авторитет имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.
Хирургия Руси
В рукописных лечебниках раны различались «стреляные, «сеченые и «колотые, причем особое внимание обращалось не на «свежие раны, а на часто встречавшиеся осложнения — «старые, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, «губы дождевки, или «древесный мох, собранный преимущественно «с дерев благовонных: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания. Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны («фистилы) подвергали спринцеванию. В большом ходу были «леваши — пластыри, а также непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений. Вообще растительные лекарства, вместе с веществами химической природы (минералами, солями тяжелых металлов, некоторыми сложными органическими веществами), составляли тогда (да и потом тоже) основной арсенал использовавшихся средств лечения.
Так называемая «массовая хирургическая помощь в средневековой России тогда не намного отличалась от таковой в странах Европы. Например, ампутации конечностей («оттирания), о которых в летописях упоминалось «попутно, мимоходом, — эти сложнейшие по тем временам операции хотя и нечасто, но все-таки производились русскими резалниками, об этом сохранились исторические свидетельства. Раз делали средневековые лечцы «сшивание ран — значит, использовали они и соответствующие инструменты и приспособления (иглы, нити и пр.). Операции производили «на лавке лекарской (операционном столе). Для транспортировки раненых с переломами конечностей и их лечения применяли шины из различных подручных предметов — об этом тоже упоминалось в летописях. Не было, правда, у нас тогда профессоров хирургии — так и в Западной Европе, несмотря на многовековое существование университетов, они насчитывались буквально единицами. Не было и «братств хирургов — только потому, что разделение медицины и хирургии было неведомо в России ни тогда, ни потом….
Чем не болели наши предки?
А ведь и в те времена был грипп, да только называли его как-то иначе. А вот как — неизвестно.
Обозначение болезней и симптомов преимущественно через славянскую лексику свидетельствует об очень древней основе частной патологии. Из внутренних болезней отмечены: златяница (желтуха), камчюг (артриты), усови (плеврит), вдушь (астма). К нервно — душевным относились точение пены, или падучая немочь (эпилепсия), расслабление (параличи). Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные невзгоды.
Из инфекционных хорошо знали сухотку (чахотку), огневую (сыпной тиф). Трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартано» (четырехдневной). К группе гибельных моров причислялись утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва), жаба горляная и многие другие.
Источник