Паховые грыжи у детей этиология патогенез

Содержание

  1. Паховая грыжа у детей
  2. Причины паховой грыжи у детей
  3. Классификация паховых грыж у детей
  4. Симптомы паховой грыжи у детей
  5. Диагностика паховой грыжи у детей
  6. Лечение паховой грыжи у детей
  7. Прогноз и профилактика паховой грыжи у детей

Паховая грыжа у детей – патологическое выпячивание грыжевого мешка (вагинального отростка брюшины) вместе с грыжевым содержимым (петлей кишки, прядью сальника или яичником) в паховой области. Паховая грыжа у детей проявляется безболезненным выпячиванием в паху, которое увеличивается при плаче и ходьбе и исчезает в покое или в положении лежа; иногда у ребенка возникает ущемление паховой грыжи. Диагностика паховой грыжи у детей включает консультацию детского хирурга, пальпацию, нагрузочные пробы, УЗИ органов брюшной полости, паховых каналов и мошонки. Лечение паховой грыжи у детей исключительно оперативное, преимущественно лапароскопическим способом.

Паховая грыжа у детей

Паховая грыжа у детей — выход пристеночного листка брюшины и внутренних органов через паховый канал под кожу. Паховые грыжи встречаются примерно у 5% доношенных и 15-25% недоношенных детей. Довольно часто паховые грыжи у детей сочетаются с кистой семенного канатика, водянкой яичка, дисплазией тазобедренных суставов, спинномозговыми грыжами, аномалиями развития позвоночника, заболеваниями соединительной ткани (синдромом Марфана). В педиатрии и детской хирургии паховые грыжи у мальчиков диагностируются в 3-10 раз чаще, чем у девочек, что, по всей вероятности, связано с процессом миграции яичек из брюшной полости через паховое кольцо и паховый канал в мошонку.

Причины паховой грыжи у детей

В детском возрасте встречаются преимущественно врожденные паховые грыжи. Главная роль в формировании врожденной паховой грыжи у ребенка принадлежит влагалищному отростку брюшины, который является «проводником» гонад из брюшной полости в мошонку. В норме после опущения тестикул происходит облитерация (заращение) вагинального отростка, а при нарушении этого процесса создаются условия для развития паховых грыж у детей. По сути, влагалищный отросток брюшины служит грыжевым мешком, в который попадает петля кишки, прядь сальника, яичник и маточная труба (у девочек). Грыжевыми воротами в этом случае выступает наружное кольцо пахового канала.

В развитии паховой грыжи у детей велика роль наследственной предрасположенности: известно, что 11,5% детей с данной патологией имеют одного из родителей, ранее перенесшего операцию грыжесечения.

Приобретенные паховые грыжи у детей чрезвычайно редки. Они обычно встречаются у мальчиков школьного возраста, испытывающих повышенную физическую нагрузку и имеющих вы­раженную слабость мышц передней брюшной стенки.

Классификация паховых грыж у детей

Врожденные паховые грыжи у детей, как правило, бывают косыми, т. е. опускаются в паховый канал через внутреннее паховое кольцо. Прямые паховые грыжи у детей встречаются в исключительно редких случаях; они выходят через мышечный дефект в брюшной стенке в проекции наружного пахового кольца.

По локализации паховые грыжи у детей могут быть правосторонними, левосторонними и двусторонними. При этом у мальчиков в 60% случаев встречаются правосторонние паховые грыжи, в 30% — левосторонние и в 10% — двусторонние. У девочек более половины наблюдений приходится на паховые грыжи с двух сторон.

Кроме этого, у мальчиков встречаются паховые и пахово-мошоночные грыжи. В свою очередь, пахово-мошоночная грыжа у детей может быть канатиковой (фуникулярной, 90%) и яичковой (тестикулярной, 10%). При канатиковой грыже брюшинный отросток частично облитерирован только в нижней части и открыт в верхней и средней части. В случае яичковой грыжи влагалищный отросток брюшины не заращен на всем протяжении, отчего яичко, окруженное серозными оболочками, вдается в просвет грыжевого мешка.

Симптомы паховой грыжи у детей

Врожденную паховую грыжу у детей можно заметить уже в период новорожденности. Основным ее проявлением служит грыжевое выпячивание в паховой области, которое увеличивается при натуживании, кашле, плаче ребенка и уменьшается или полностью исчезает в покое. Припухлость в паховой области безболезненна, имеет овальную или округлую форму. Может отмечаться тянущая боль в нижней части живота и бедре.

При пахово-мошоночной грыже у мальчиков грыжевой мешок опускается в мошонку, приводя к растяжению и асимметрии одной ее половины. У девочек грыжевое выпячивание может опускаться в большую половую губу.

Опасным осложнением паховой грыжи у детей служит ее ущемление – сдавление (странгуляция) кишечной петли, сальника или яичника, попавших в грыжевой мешок, наружным паховым кольцом, что сопровождается расстройством кровообращения в ущемленных органах. Ущемлению паховой грыжи у детей может способствовать метеоризм, запор, по­вышение внутрибрюшного давления.

Читайте также:  Бандаж на живот после операции грыжи купить

При ущемлении паховой грыжи дети становятся беспокойными, плачут, жалуются на боль в паху. Грыжевое выпячивание становится резко болезненным, напряженным, невправляемым в брюшную полость. Вследствие развивающейся кишечной непроходимости вскоре может появиться рвота, неотхождние газов, вздутие живота. Следствием некроза кишечной стенки может являться перфорация и перитонит.

Наиболее чувствительны к нарушению кровоснабжения ткани яичника у девочек, поэтому даже недолгое по времени ущемление может вызвать гибель яйцеклеток или некроз органа. Нарушение кровоснабжения яичка встречается у 5% мальчиков с ущемленными паховыми грыжами и может способствовать атрофии тестикул. Т. о., ущемление паховой грыжи у детей является риск-фактором снижения репродуктивных способностей во взрослом возрасте.

Диагностика паховой грыжи у детей

Паховая грыжа у детей может быть обнаружена у ребенка детским хирургом или педиатром при плановом осмотре, либо самими родителями. Диагностика паховой грыжи основана на данных анамнеза, осмотра, пальпации и УЗИ у детей.

Для обнаружения паховой грыжи ребенка просят наклониться, натужиться, покашлять, пройтись. Пальпация выпячивания выявляет его мягкую или эластичную консистенцию. В горизонтальном положении неосложненная паховая грыжа у детей легко вправляется в брюшную полость; если же в грыжевой мешок попадает кишка, при вправлении грыжи слышится характерный урчащий звук. После вправления грыжи удается отчетливо пальпировать расширенное паховое кольцо. Для уточнения диагноза выполняется УЗИ органов брюшной полости, УЗИ паховых каналов, УЗИ малого таза у девочек, при необходимости – ирригография.

Дифференцировать паховую грыжу у детей приходится от гидроцеле, кисты семенного канатика, крипторхизма (у мальчиков), кисты круглой связки матки (у девочек), пахового лимфаденита, бедренной грыжи. Определенное значение в дифференциальной диагностике принадлежит диафаноскопии мошонки, УЗИ мошонки.

Лечение паховой грыжи у детей

Единственным радикальным вариантом лечения паховой грыжи у детей является хирургическая операция. Консервативные методы (бандажи, повязки) в настоящее время в детской хирургии не используются.

Неосложненную паховую грыжу у детей оперируют в плановом порядке, обычно в возрасте 6-12 месяцев. Суть операции грыжесечения (герниопластики) состоит в выделении, перевязке и отсечении грыжевого мешка, восстановлении нормальной анатомии пахового канала. При необходимости производится укрепление пахового канала с помощью собственных тканей либо полипропиленовой сетки. Операция грыжесечения детям может проводиться открытым способом или посредством лапароскопии. В процессе операции следует избегать травматизации элементов семенного канатика (сосудов яичка и семявыносящего протока), поскольку их повреждение может вызвать гибель яичка или нарушение детородной функции.

Ущемленная паховая грыжа у девочек во всех случаях является показанием к экстренному оперативному вмешательству (из-за высокого риска гибели ущемленного яичника и маточной трубы).

У мальчика в первые часы после ущемления паховой грыжи может быть предпринята попытка консервативного лечения для самостоятельного вправления грыжевого содержимого: теплая ванна, введение спазмолитиков, укладывание ребенка с приподнятым тазом. При отсутствии желаемого эффекта в течение показано неотложное хирургическое вмешательство. Особенность хирургии ущемленных паховых грыж у детей заключается в необходимости оценки жизнеспособности содержимого грыжевого мешка до его вправления. Если жизнеспособность сальника, кишки и других элементов грыжевого мешка вызывает сомнение, производится их резекция.

Прогноз и профилактика паховой грыжи у детей

Результаты хирургического лечения неосложненных паховых грыж у детей в большинстве случаев хорошие. В настоящее время операция по поводу паховой грыжи производится в условиях дневного стационара, поэтому в тот же день ребенок может быть отпущен на домашний режим. Исходы оперативного лечения ущемленных паховых грыж у детей зависят от срока вмешательства; летальность составляет около 0,5%.

Рецидивы паховой грыжи наблюдаются менее чем в 1 % случаев, обычно у недоношенных детей, при заболеваниях соединительной ткани, при экстренных вмешательствах. Среди осложнений, связанных с нарушением техники грыжесечения, встречаются лимфостаз в яичке, лимфоцеле, высокая фиксация яичка, бесплодие.

Поскольку у детей в основном отмечаются врожденные паховые грыжи, главной профилактической мерой их возникновения служит своевременное выявление факторов риска заболевания, регулярный осмотр ребенка детскими специалистами, в первую очередь, детским хирургом. Предупреждение приобретенной паховой грыжи у детей достигается рациональным питанием, регуляцией работы кишечника, лечением запоров, исключением тяжелых физических нагрузок.

Читайте также:  Лечатся ли грыжи шейного отдела

Источник

Ýìáðèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ïàõîâîé ãðûæè ó äåòåé. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ñèìïòîìû è ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ. Îïàñíûå îñëîæíåíèÿ ïàõîâîé ãðûæè, èõ äèàãíîñòèêà. Ïîðÿäîê è òåõíèêà ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèè ãðûæåñå÷åíèÿ. Ðåêîìåíäàöèè ïàöèåíòàì â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Áåëãîðîäñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò

Ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò

Êàôåäðà ïåäèàòðèè ñ êóðñîì äåòñêèõ õèðóðãè÷åñêèõ áîëåçíåé

ÐÅÔÅÐÀÒ:

ÏÀÕÎÂÀß ÃÐÛÆÀ Ó ÄÅÒÅÉ

Âûïîëíèë:

ñòóäåíò ãðóïïû 03010803 Êðèêóí Å.Å.

Ïðîâåðèë: ê.ì.í., äîöåíò

Ãàãëîåâ Â.Ì.

Áåëãîðîä, 2013

ÏËÀÍ

1. Ýìáðèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç

2. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

3. Ëå÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. ÝÌÁÐÈÎËÎÃÈß È ÏÀÒÎÃÅÍÅÇ

Äî ðîæäåíèÿ ÿè÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ ïîä ïî÷êàìè.  õîäå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ÿè÷êè îïóñêàþòñÿ âûõîäÿò èç æèâîòà ÷åðåç âíóòðåííåå ïàõîâîå êîëüöî, çà ïîëîñòüþ áðþøèíû. ßè÷êè âûõîäÿò èç áðþøíîé ïîëîñòè ÷åðåç âíóòðåííåå ïàõîâîå êîëüöî è ïðîõîäÿò ÷åðåç ïàõîâûé êàíàë, à çàòåì îïóñêàþòñÿ â ìîøîíêó. Íàðóøåíèå ýòîãî ïðîöåññà îáîçíà÷àåòñÿ òåðìèíîì êðèïòîðõèçì. Ïðè îïóùåíèè ÿè÷åê êàðìàí áðþøèíà, íîñÿùèé íàçâàíèå processus vaginalis, ñïóñêàåòñÿ êïåðåäè.

Ïîñëå òîãî, êàê ÿè÷êè îïóñòèëèñü â ìîøîíêó, processus vaginalis àòðîôèðóåòñÿ (èñ÷åçàåò). Åñëè processus vaginalis íå àòðîôèðóåòñÿ è îñòàåòñÿ îòêðûòûì â áðþøíóþ ïîëîñòü, îñòàòî÷íàÿ ÷àñòü processus vaginalis ìîæåò ó÷àñòâîâàòü â ôîðìèðîâàíèè ãðûæåâîãî ìåøêà ïðè êîñûõ ïàõîâûõ ãðûæàõ. Îòêðûòûé processus vaginalis èìååòñÿ ó 80% äåòåé ïðè ðîæäåíèè, è åùå ÷àùå îáíàðóæèâàåòñÿ ó íåäîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ê äâóì ãîäàì æèçíè ïðîèñõîäèò çàêðûòèå processus vaginalis. Êîãäà ïåòëÿ êèøêè ïðîíèêàåò â processus vaginalis, âíóòðåííåå ïàõîâîå êîëüöî ðàñòÿãèâàåòñÿ è processus vaginalis íå àòðîôèðóåòñÿ.

Åñëè processus vaginalis çàêðûò ñî ñòîðîíû âíóòðåííåãî ïàõîâîãî êîëüöà, íî îòêðûò ñíàðóæè îò íåãî, ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ ãèäðîöåëå (ïîëîñòü, çàïîëíåííàÿ æèäêîñòüþ).  ñâÿçè ñ ýòèì êîñûå ïàõîâûå ãðûæè âñåãäà ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûì äåôåêòîì, îáóñëîâëåííûì íàðóøåíèåì àòðîôèè processus vaginalis. Ïðîòðóçèÿ îðãàíîâ â ãðûæåâîé ìåøîê ìîæåò îòìå÷àòüñÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ èëè âîçíèêíóòü ïîçæå. Ãðûæè, âîçíèêàþùèå ìíîãî ïîçæå, ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì ïðîíèêíîâåíèÿ ïåòåëü êèøå÷íèêà â ïîòåíöèàëüíûé ãðûæåâîé ìåøîê, êîòîðûé ñóùåñòâîâàë åùå äî ðîæäåíèÿ. Ïðÿìûå ïàõîâûå ãðûæè ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì íàëè÷èÿ ñëàáûõ ìûøö â äíå ïàõîâîãî êàíàëà.

2. ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

Ïàõîâûå ãðûæè ïðîÿâëÿþòñÿ âûïÿ÷èâàíèåì, êîòîðîå èìååò îâàëüíóþ ôîðìó è âûïîëíÿåò íàðóæíîå îòâåðñòèå ïàõîâîãî êàíàëà. Îíî ñòàíîâèòñÿ íàïðÿæåííûì ïðè êðèêå è áåñïîêîéñòâå ðåáåíêà.  ñïîêîéíîì ñîñòîÿíèè è âî âðåìÿ ñíà ãðûæåâîå âûïÿ÷èâàíèå íå îïðåäåëÿåòñÿ. Ó ìàëü÷èêîâ ãðûæè ìîãóò çàíèìàòü íå òîëüêî ïàõîâóþ îáëàñòü, íî è ñïóñêàòüñÿ â0 ìîøîíêó. Ïàëüïàöèåé âûÿâëÿþò òåñòîâàòîé êîíñèñòåíöèè áåçáîëåçíåííîå âûïÿ÷èâàíèå. Âïðàâëåíèå â áðþøíóþ ïîëîñòü îñóùåñòâëÿåòñÿ ëåãêî, áåç íàñèëèÿ, è ïðè ýòîì íåðåäêî ñëûøèòñÿ õàðàêòåðíîå óð÷àíèå. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì îïðåäåëåíèå ðàçìåðîâ íàðóæíîãî îòâåðñòèÿ ïàõîâîãî êàíàëà.

Äèàãíîç ïàõîâîé ãðûæè â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóäíåíèé. Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñ ñîîáùàþùåéñÿ âîäÿíêîé îáîëî÷åê ÿè÷êà. Õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì ïîñëåäíåé ÿâëÿåòñÿ ìåäëåííîå óâåëè÷åíèå îáðàçîâàíèÿ â òå÷åíèå Äíÿ, ïðè÷åì ñâîåãî ìàêñèìàëüíîãî óâåëè÷åíèÿ îíî äîñòèãàåò îáû÷íî ê âå÷åðó, à ïîñëå ñíà âûïÿ÷èâàíèå ìîæåò ëèáî çíà÷èòåëüíî óìåíüøèòüñÿ, ëèáî èñ÷åçíóòü. Ïðàâèëüíîìó äèàãíîçó ïîìîãàåò ñèìïòîì «ïðîñâå÷èâàíèÿ», êîòîðûé õàðàêòåðåí äëÿ âîäÿíêè.

Îïàñíûì îñëîæíåíèåì ïàõîâîé ãðûæè ÿâëÿåòñÿ åå óùåìëåíèå. Ïðè ýòîì âûïàâøèå â ãðûæåâîé ìåøîê âíóòðåííèå îðãàíû ñäàâëèâàþòñÿ â àïîíåâðîòè÷åñêîì êîëüöå, ÷òî ïðèâîäèò ê ðåçêîìó íàðóøåíèþ êðîâîñíàáæåíèÿ â íèõ è íåêðîçó. Ïî äàííûì Ñ. ß. Äîëåöêîãî, îñëîæíåíèå ïàõîâîé ãðûæè óùåìëåíèåì íàáëþäàåòñÿ â 24% ñëó÷àåâ.

Äèàãíîç óùåìëåííîé ïàõîâîé ãðûæè â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóäíåíèé. Îñòðîå íà÷àëî, ðåçêèå áîëè, ïîÿâëåíèå íåâïðàâèìîé ïðèïóõëîñòè òàì, ãäå ðàíüøå áûëà ãðûæà, íå ïðè÷èíÿâøàÿ ðåáåíêó áåñïîêîéñòâà, — âñå ýòî ïîçâîëÿåò ñâîåâðåìåííî è ïðàâèëüíî ñòàâèòü äèàãíîç.

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðåæäå âñåãî ñ îñòðî ðàçâèâøåéñÿ âîäÿíêîé ñåìåííîãî êàíàòèêà, ïàõîâûì ëèìôàäåíèòîì.

3. Ëå÷åíèå

Ëå÷åíèå ïàõîâûõ ãðûæ òîëüêî îïåðàòèâíîå. Äåòè ñ ïàõîâûìè ãðûæàìè äîëæíû íàïðàâëÿòüñÿ â õèðóðãè÷åñêèé ñòàöèîíàð â âîçðàñòå â îñíîâíîì ïîñëå 6 ìåñÿöåâ. Õîòÿ ïîêàçàíèåì ê îïåðàòèâíîìó âìåøàòåëüñòâó ÿâëÿåòñÿ ñàì äèàãíîç, ïîýòîìó äåòè, óãðîæàåìûå ïî ðàçâèòèþ óùåìëåííîé ãðûæè, ìîãóò îïåðèðîâàòüñÿ è â áîëåå ðàííèå ñðîêè. Îïåðàöèÿ â ýòîì âîçðàñòå ïðåäóïðåæäàåò âîçìîæíûå óùåìëåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ âîçðàñòàþùåé àêòèâíîñòüþ ðåáåíêà, à òàêæå ñ íàðóøåíèåì ðèòìà ïåðèñòàëüòèêè â ñâÿçè ñ ðàñøèðåíèåì äèåòû.

Читайте также:  У ребенка 1 год грыжа белой линии живота что это

Îïåðàöèþ ãðûæåñå÷åíèÿ ïðîâîäÿò ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì.

Èç âñåõ ìíîãî÷èñëåííûõ ñïîñîáîâ ãðûæåñå÷åíèÿ â äåòñêîé õèðóðãè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóþò ïðèíöèï îïåðàöèè Ðó. Ýòîò ñïîñîá ìàëîòðàâìàòè÷åí è çàêëþ÷àåòñÿ â ñóæèâàíèè íàðóæíîãî êîëüöà è óêðåïëåíèè ïåðåäíåé ñòåíêè ïàõîâîãî êàíàëà, ïðè ýòîì àïîíåâðîç íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà íå ðàññåêàþò.  íàñòîÿùåå âðåìÿ èñïîëüçóåòñÿ îïåðàöèÿ Ðó â ìîäèôèêàöèÿõ Ò. Ï. Êðàñíîáàåâà (1901) èëè Â. À. Îïïåëÿ (1919); ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà (ïîñëå 10 ëåò) öåëåñîîáðàçíà ïëàñòèêà ïàõîâîãî êàíàëà ïî ñïîñîáó Ìàðòûíîâà-Æèðàðà (1901) èëè Áîáðîâà (1892).

Òåõíèêà îïåðàöèè. Äîñòóï Ôåëèññå íàä îáëàñòüþ íàðóæíîãî ïàõîâîãî êîëüöà, â ðàíó âûâîäÿò ãðûæåâîé ìåøîê (âëàãàëèùíûé îòðîñòîê), îòäåëÿþò åãî îò ïîêðûâàþùèõ îáîëî÷åê è ýëåìåíòîâ ñåìåííîãî êàíàòèêà. Âûäåëåííûé äî øåéêè ãðûæåâîé ìåøîê âñêðûâàþò ó äíà, îñìàòðèâàþò è ïîãðóæàþò â áðþøíóþ ïîëîñòü ñîäåðæèìîå. Çàòåì øåéêó ìåøêà ïðîøèâàþò øåëêîâîé ëèãàòóðîé, ïåðåâÿçûâàþò íà äâå ñòîðîíû è ìåøîê îòñåêàþò. Ïðè ïðàâèëüíîé îáðàáîòêå ãðûæåâîãî ìåøêà êóëüòÿ åãî ñàìîñòîÿòåëüíî ïîãðóæàåòñÿ â ïðåäáðþøèííîå ïðîñòðàíñòâî. Åñëè âûäåëåíèå âñåãî ãðûæåâîãî ìåøêà çàòðóäíèòåëüíî èç-çà íàëè÷èÿ ñðàùåíèé, òî âûäåëÿþò è âñêðûâàþò òîëüêî åãî øåéêó, îñòàâëÿÿ òåëî è äíî ìåøêà íåòðîíóòûìè.

Ïîñëå óäàëåíèÿ ãðûæåâîãî ìåøêà ÿè÷êî ñ åãî îáîëî÷êîé âîçâðàùàþò â ìîøîíêó è ïðèñòóïàþò ê ïëàñòèêå ãðûæåâûõ âîðîò.

Ñïîñîá Ðó-Êðàñíîáàåâà. Âíà÷àëå â øåëêîâûé øîâ çàõâàòûâàþò íîæêè àïîíåâðîçà íàðóæíîé êîñîé ìûøöû ñ òàêèì ðàñ÷åòîì, ÷òîáû îñòàâøååñÿ îòâåðñòèå áûëî äîñòàòî÷íûì äëÿ ïðîõîæäåíèÿ ñåìåííîãî êàíàòèêà. Çàòåì îáðàçîâàâøóþñÿ âûøå øâà ñêëàäêó àïîíåâðîçà íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà ñøèâàþò åùå 2-3 øåëêîâûìè øâàìè.

Ó äåòåé ñî ñëàáûì àïîíåâðîçîì â ïàõîâîé îáëàñòè è øèðîêîì ïàõîâîì êîëüöå öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíåíèå ïëàñòèêè ïàõîâîãî êàíàëà ïî ñïîñîáó Ðó-Îïïåëÿ. Ïðè ýòîì ìåòîäå òàêæå óêðåïëÿþò ïåðåäíþþ ñòåíêó ïàõîâîãî êàíàëà, íî â øâû çàõâàòûâàþò âìåñòå ñ àïîíåâðîçîì íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà ïîäëåæàùèå ìûøöû (âíóòðåííþþ êîñóþ è ïîïåðå÷íóþ).

Ñïîñîá Ìàðòûíîâà-Æèðàðà. Îòäåëüíûìè óçëîâûìè øåëêîâûìè øâàìè çàõâàòûâàþò âåðõíèé êðàé ðàññå÷åííîãî àïîíåðîçà íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà, ïîäëåæàùèå âíóòðåííþþ êîñóþ è ïîïåðå÷íûå ìûøöû è ïîäøèâàþò ê âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïóïàðòîâîé ñâÿçêè íàä ñåìåííûì êàíàòèêîì. Íèæíèé ëèñòîê àïîíåâðîçà êëàäóò ïîâåðõ ïîäøèòîãî è ôèêñèðóþò ê íåìó íåñêîëüêèìè øâàìè (êàê ïîëû ïàëüòî).

Ñïîñîá Áîáðîâà. Ïëàñòèêó ïðîèçâîäÿò îäíîñëîéíî — â øåëêîâûå óçëû çàõâàòûâàþò âåðõíèé ëèñòîê àïîíåâðîçà âìåñòå ñ ïîäëåæàùèìè ìûøöàìè è ïîäøèâàþò ê íèæíåìó ëîñêóòó ñ ïóïàðòîâîé ñâÿçêîé.

Ïðè îïåðàöèè ó äåâî÷åê íàðóæíîå îòâåðñòèå ïàõîâîãî êàíàëà ïîñëå èññå÷åíèÿ ãðûæåâîãî ìåøêà óøèâàþò íàãëóõî.

Îïåðàöèþ çàêàí÷èâàþò îðîøåíèåì ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè ðàñòâîðîì àíòèáèîòèêîâ è ïîñëîéíûì óøèâàíèåì ðàíû. Íà êîæó íàêëàäûâàþò øåëêîâûå øâû.

Ëå÷åíèå óùåìëåííîé ïàõîâîé ãðûæè ñâîäèòñÿ ê ñðî÷íîé îïåðàöèè. Îäíàêî ñ÷èòàåòñÿ äîïóñòèìûì â ïåðâûå 8-12 ÷ ïîñëå óùåìëåíèÿ ó äåòåé îñëàáëåííûõ, íåäîíîøåííûõ èëè ïðè íàëè÷èè êàêîãî-ëèáî òåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íåîòëîæíîìó âìåøàòåëüñòâó ïðîâîäèòü êîìïëåêñ êîíñåðâàòèâíûõ ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà íåîïåðàòèâíîå âïðàâëåíèå ãðûæåâîãî âûïÿ÷èâàíèÿ. Ñ ýòîé öåëüþ áîëüíîãî ïîìåùàþò â òåïëóþ âàííó íà 10-15 ìèí ñòàâÿò ãðåëêó íà æèâîò, ââîäÿò ïàíòîïîí. Íàñèëüñòâåííîå âïðàâëåíèå ðóêàìè íå äîïóñêàåòñÿ. Íå ñëåäóåò ïûòàòüñÿ âïðàâèòü óùåìëåííóþ ãðûæó ó äåâî÷åê, òàê êàê ïåðåêðó÷åííûå, îòå÷íûå ïðèäàòêè, êîòîðûå îáû÷íî áûâàþò óùåìëåíû, êàê ïðàâèëî, âïðàâèòüñÿ íå ìîãóò. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè íå äîëæíà ïðåâûøàòü 1-1,5 ÷.  ñëó÷àå íåóñïåõà ïîêàçàíî ñðî÷íîå îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî. Îïåðàöèþ ïðîèçâîäÿò ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì.

Åñëè âî âðåìÿ îïåðàöèè óùåìëåííûå îðãàíû íå èçìåíåíû â ñâîåé îêðàñêå, èìåþò áëåñòÿùèé ñåðîçíûé ïîêðîâ, õîðîøî âûðàæåííóþ ïóëüñàöèþ ñîñóäîâ áðûæåéêè, òî èõ âïðàâëÿþò â áðþøíóþ ïîëîñòü è ïðîèçâîäÿò ïëàñòèêó ïàõîâîãî êàíàëà. Ïðè âûðàæåííûõ ðàññòðîéñòâàõ êðîâîîáðàùåíèÿ â ñîñóäàõ áðûæåéêè ðàíó ðàñøèðÿþò è íåæèçíåñïîñîáíûé îðãàí ïîäâåðãàþò ðåçåêöèè â ïðåäåëàõ çäîðîâûõ òêàíåé.

 ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå ïîêàçàíà ïîñòåïåííàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ïåðåâÿçêè, àíàëüãåòèêè.

Ðåöèäèâû, ìîãóò ñîñòàâëÿòü 3,8% è îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì ïîãðåøíîñòè òåõíèêè ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèè.

Ëèòåðàòóðà

ïàõîâûé ãðûæà ðåáåíîê

1. Èñàêîâ Þ.Ô., Ñòåïàíîâ Ç.À., Êðàñîâñêàÿ Ò.Â. Àáäîìèíàëüíàÿ õèðóðãèÿ ó äåòåé. Ì 1988; 34-38.

2. Äîëåöêèé Ñ.ß., Îêóëîâ À.Á. Ïàõîâûå ãðûæè ó äåòåé. Õèðóðãèÿ 1978; 10: 55-63.

3. Äîëåöêèé Ñ.ß. Óùåìëåííûå ïàõîâûå ãðûæè ó äåòåé. Ì 1952.

4. Àøêðàôò Ê.Õ., Õîëäåð Ò.Ì. Äåòñêàÿ õèðóðãèÿ. Ò.2. Ñò-Ïåòåðáóðã 1997; 257-260.

5. Òîñêèí Ê.Ä., Æåáðîâñêèé Â.Â. Ãðûæè áðþøíîé ñòåíêè. Ì 1990; 143-145.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник