Резать или не резать грыжу

Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют безопасные консервативные методики лечения межпозвоночных грыж – такие, как электрофорез с Карипазимом, или, что еще лучше, с его сильнодействующим аналогом Карипаином, многие врачи-вертебрологи на основании диагноза «грыжа межпозвоночного диска», недолго думая, шлют больных к хирургу. А ведь во многих случаях применение Карипазима могло бы оказать куда больший эффект, чем операция. Каковы же проблемы, с которыми может столкнуться человек после хирургического вмешательства?
Подробнее о проблеме
Самая значительная угроза – это травма спинного мозга, способная привести к нарушению функций тазовых органов, парезам и параличам. В то же время Карипазим при грыже позвоночника, даже если его применение не дает ожидаемого эффекта, не способен настолько резко ухудшить состояние больного.
Повреждение отходящих от позвоночника нервов. Хронические боли в спине, проблемы с чувствительностью конечностей, потенцией и мочеиспусканием, постоянное ощущение жжения и мурашек могут сохраниться на всю жизнь.
Эпидурит – воспаление оболочек спинного мозга. Часто к нему присоединяется острый гнойный менингит, что опасно гибелью прооперированного пациента. Карипазим при грыже никогда не приводит к подобному осложнению, потому что не нарушает целостности мягких тканей и не открывает тем самым ворота для инфекции. Это же относится и к аналогичному по методу применения Карипаину.
Осложнения
Образование новых грыж. Удаление единичного выпячивания тканей межпозвоночного диска не влияет на состояние других позвонков, более того, состояние поддерживающих позвоночник мышц за период восстановления ухудшается, и риск грыж в целом растет. А Карипаин и Карипазим инструкция по применению описывает, как средства, воздействующие на соединительную ткань в целом. При электрофорезе они проникают в межпозвоночные диски подвергшегося процедуре отдела позвоночника и восстанавливают их упругость и амортизирующие качества.
Хотя на препараты-протеолитики цена достаточно высока, Карипазим купить выходит дешевле, чем удалять грыжу, ведь никакого долгого периода восстановления после лечения им не требуется. Благодаря этому, а также благодаря натуральному составу, в котором можно найти исключительно природные компоненты, такие как лизоцим и латекс плодов папайи, Карипазим отзывы собрал очень лестные.
Но сегодня больные чаще интересуются не тем, какова на Карипазим цена и где его найти – вопрос о стоимости и точках продажи Карипаина стал значительно более актуальным. Как и Карипазим, инструкция по применению предписывает вводить его трансдермально, путем электрофореза, а их способ действия основан на одном и том же принципе – разрушении грубого неэластичного коллагена и заживлении микротрещин в межпозвоночном диске. Но за счет того, что в состав Карипаина, кроме ферментов папайи, входят ферменты камчатского краба и сока ананаса, средство действует быстрее. Папаин, коллагеназа и бромелайн в комплексе дают хороший результат за курс длиной в 20 дней, а Карипазиму нужно целых 30. Двадцатидневный курс электрофореза безопаснее и легче переносится, поэтому специалисты советуют при возможности выбирать именно Карипаин.
Источник
Всем доброго времени суток!
Сколько ни искал информации по этому вопросу, но так ничего вразумительного и не нашел. А вопрос для нашего сообщества весьма актуальный. Уверен, что кто то встречался с этой напастью:В конце октября начале ноября была проведена микрохирургическая операция по удалению межпозвонковой грыжи на уровне L3-L4. Сейчас спустя 5 месяцев, в принципе уже хочу приступать к целенаправленным тренировкам на развитие мышечного корсета, но столкнулся с неприятной ситуацией: Из нейхрохирургов не удается вытянуть ничего вразумительнее «Осевые нагрузки противопоказаны.Укрепляйте мышечный корсет», а врачи ЛФК тоже не могут ничего сказать о необходимых тренировках, т.к занимаются в основном постоперационной реабилитацией пенсионеров и от спортивной медицины далеки так же, как автомеханики от ядерной энергетики. И как быть, если душа давно потеряна Там …?
И так, уважаемые знатоки, собственно вопрос:
Буду очень рад, если кто то поделиться своей историей. Удалось ли продолжить ходить в горы? Сколько времени потребовалось на полное восстановление? И самое главное, какие упражнения использовали для набора необходимой формы? Как строили программы тренировок? Ну и конечно свои личные впечатления, мысли, пожелания и напутствия.
Давайте в рамках этой темы попробуем собрать и систематизировать информацию по этой теме, т.к я думаю она еще понадобиться многим
Всем заранее огромное спасибо. Здоровья, и удачи на маршрутах !)
Ps
В мае доберусь до центра спортивной медицины. Если будет достойная внимания информация, обязательно выложу здесь.Так, что если кому интересно — следите ))
Далее привож краткую эссенцию полезной и необходимой информации из темы ниже:
Комплекс №1 – лёжа на спине.
1) Вытянуться всем телом, тянуть носки ног на себя.
2) Поднимать вверх одновременно правую ногу и левую руку, и наоборот.
3) Тянуть в стороны горизонтально одновременно правую ногу и левую руку, и наоборот.
4) Вращательные движения прямой ногой с максимальной амплитудой по и против часовой стрелки.
5) Прямой ногой рисовать в воздухе цифры от 1 до 10 или буквы.
6) Велосипед. Имитация вращения педалей ногами в воздухе.
7) Подтягивать поочерёдно колени к груди, стараться дотянуться коленом до подбородка.
8) Оба колена к груди, руки под коленями – спина колесом, качаться на спине.
9) Ноги согнуты в коленях, колени вместе, стопы на полу, тянуться коленями до пола поочерёдно справа и слева от себя, стараться не отрывать плечи от пола.
10) Ноги согнуты в коленях, колени на ширине плеч, стопы на полу, тянуться коленом до пятки другой ноги, стараться не отрывать плечи от пола.
11) Одна нога согнута в колене, другая – прямая. Тянуться коленом согнутой ноги через прямую ногу до пола – правым коленом тянуться до пола слева от тела и наоборот, стараться не отрывать плечи от пола.
12) Ноги согнуты в коленях, колени на ширине плеч, стопы на полу, поднимать попу от пола, опираясь на стопы и плечи. Стараться максимально выгибаться.
Комплекс №2 – лёжа на боку.
1) Одновременно поднимать вверх руку и ногу.
2) Махи рукой и ногой с максимальной амплитудой – нога вперёд, рука назад, и наоборот, будто бы шагаешь.
3) Оба колена одновременно подтягивать к груди и опять распрямлять ноги.
Перевернуться на другой бок, и всё повторить.
Комплекс №3 – лёжа на животе.
1) Руки вытянуты вперёд, ноги прямые. Поднимать вверх одновременно правую ногу и левую руку, и наоборот.
2) Руки вытянуты вперёд, ноги согнуты в коленях. Поднимать вверх одновременно правую ногу и левую руку, и наоборот.
3) Махи ногами поочерёдно с максимальной амплитудой. Тянуться носком левой ноги до пола справа от тела и наоборот.
4) Поднимать одновременно руки вытянутые вперёд, голову и корпус. Держать в поднятом положение сколько сможешь.
5) Поднимать две ноги одновременно. Держать в поднятом положение сколько сможешь.
6) Руки под подбородок. Тянуть поочерёдно колено к туловищу – «ползти по пластунски».
Комплекс №4 – стоя на четвереньках, руки стоят ладонями на полу.
1) Поднимать и тянуть одновременно правую ногу и левую руку, и наоборот.
2) Тянуть поочерёдно левое колено к правой ладони и наоборот.
3) Сидя на стопах, руки вытянуты перед собой, сажать попу то слева то справа от стоп.
4) Упражнеие «кошка» — прогибать спину, затем тянуться попой к стопам (садиться на стопы), а лбом к полу, руки оказываются вытянутыми вперёд. Это упражнение полезно делать в независимости от комплекса перед сном и перед подъёмом с постели, и в течение дня.
Количество повторений каждого упражнения выбирать индивидуально, в зависимости от самочувствия. Я делал по 10-20, некоторые по 30 раз. Весь комплекс упражнений занимал 40- 60 минут.
**************************************************************************************************************
основа вашей реабилитации — как раз 2-х-3-х кратное в неделю посещение бассейна (плавать брассом или кролем с обязательным выдохом в воду), упражнения на растяжку мышц (различные практики из йоги), упражнение «ласточка» или «лодочка»: Исходное положение лежа на животе на полу, ноги вместе, пятки сжаты, руки вытянуты над головой, либо в стороны, либо упираются в пол радом с плечевыми суставами (максимально сложно делать упражнение с руками вытянутыми над головой. На вдохе необходимо одновременно приподнять верхнюю часть туловища и ноги от пола, при этом бедра так же должны от пола отрываться, на выдохе ноги, туловище и руки ложатся опять на пол
Далее упражнение для снятия напряжения и расслабления мышц поясничной области.
Исходное положение стоя. Не прогибая спину в пояснице согнуться в тазобедренных суставах и опустить руки к полу. Достаете ли вы до пола совершенно не важно, руки можно опустить на стопы, на голеностопные суставы, на колени. В этом положении не надо совершать активных движений, особенно сопровождаемых рывками – необходимо просто попробовать расслабиться и позволить силе тяжести растянуть и расслабить мышцы поясничного отдела позвоночника. В зависимости от возможностей после принятии позы необходимо ее удерживать 10-20-30-60 секунд.
И в конце — проработка переднее-задних движенией в фасетчатых суставах грудного и поясничного отделов позвоночника. Возможно, вы слышали о них в варианте : «кошка пролезает под забором» или просто «кошка». Исходное положение стоя на полу на четвереньках. На вдохе максимально прогнуться в поясничном и грудном отделах позвоночника, на выдохе – максимально скруглить позвоночник.
Главное — помните, что поднятие груза возможно только из положения на корточках, максимально приблизив его к животу. Т.е. поднятие тяжелого рюкзака одной рукой и закидывание его на спину для Вас смерти подобно. Обязательно носите ортопедические стельки — для улучшения амортизации стопы. В горах на подходы с тяжелым рюкзаком одевайте среднежёсткий корсет на поясничный отдел, например, Bauerfeind LordoLoc или Orlett LSS-114.
***********************************************************************************************************
Еще одна замечательная и поучительная история исцеления с обширным списком упражнений
https://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3193&sort=rate_article
По мере накопления полезной информации продолжу публиковать ее здесь, в первом посте.
Спасибо огромное всем кто приянял и принимает участие в раскрытии этой важной для многих темы!
Источник
Ðàññìîòðèì òàêóþ ñèòóàöèþ. Ó ÷åëîâåêà çàáîëåëà ñïèíà. Îäèí ðàç ïðèõâàòèëî, äðóãîé ðàç. Ñòðàäàëåö ñî çíàêîìûìè ïîîáùàëñÿ, ê âðà÷ó â ïîëèêëèíèêó ñõîäèë. ×òî äàëüøå? Êîíå÷íî ÌÐÒ ñäåëàåò. Ïîëó÷èò îïèñàíèå ñíèìêîâ íà ðóêè. Ãëÿíåò òóäà, à òàì Ïîëíî ãðûæ. 3-4 ìì. Áîëüøå. 6 ìì. Ïðîòðóçèè. Îñòåîõîíäðîç. Åùå êàêèå-òî ñòðàøíûå ñëîâà. ×òî äåëàòü-òî? Íàäî ñðî÷íî ýòè ãðûæè, ïðîòðóçèè ëå÷èòü Íà÷èíàåòñÿ õîæäåíèå ïî âðà÷àì è èíòåðíåòàì. Âûÿñíÿåòñÿ, ÷òî èíôîðìàöèè êó÷à. Ïëàòíûå êëèíèêè ïðåäëàãàþò ÷óäî-ìåòîäû ëå÷åíèÿ ìåæïîçâîíî÷íûé ãðûæ áåç îïåðàöèè. Õèðîïðàêòèêè îáåùàþò âîññòàíîâèòü ìûøå÷íûé áàëàíñ, êîòîðûé êàê âûÿñíÿåòñÿ íàðóøåí ÷óòü ëè íå ó êàæäîãî ïåðâîãî. Íåéðîõèðóðãè õèùíî âçèðàþò íà ñíèìêè è ïîòèðàþò ðóêè. Ïðèáàâüòå ê ýòîìó ïîñòîÿííóþ áîëü è íåõâàòêó ôèíàíñîâûõ ñðåäñòâ. Îò âñåãî ýòîãî âîçíèêàåò îò÷àÿíèå è ñòðåññ.
ß ïîñòàðàþñü âíåñòè íåìíîãî ÿñíîñòè è íàïèøó î ãðûæàõ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà, ïîòîìó ÷òî îíè íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ.  øåéíîì è ãðóäíîì îòäåëàõ ïðèíöèïèàëüíî âñå òîæå ñàìîå, íî òàì åñòü ñâîè òîíêîñòè.
Íå áóäó ïðåòåíäîâàòü íà âñåîáëåìëþùåå îïèñàíèå ðàçâèòèÿ ãðûæè, èíôîðìàöèè äîñòàòî÷íî â èíòåðíåòå. Áóäó âûñêàçûâàòü òî÷êó çðåíèÿ ñî ñòîðîíû õèðóðãè÷åñêîé ïðàêòèêè, ÷òî, âîçìîæíî, áóäåò íàêëàäûâàòü ñâîé îòïå÷àòîê íà òåêñò.
Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ïèñàòü ÿ áóäó î ãðûæàõ, ñëåäóåò ïîìíèòü, ÷òî î÷åíü ÷àñòî íåâîçìîæíî îãðàíè÷èòü ïðè÷èíó áîëè òîëüêî íàëè÷èåì ãðûæè. Èíîãäà îíà ïðîâîöèðóåò ðàçâèòèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññîâ â ïîçâîíî÷íèêå, à èíîãäà ÿâëÿåòñÿ èõ ñëåäñòâèåì. Ïîýòîìó áîëüøåé ÷àñòüþ ïîñò ïîñâÿùåí îñòðûì ãðûæàì (êîãäà ñèëüíàÿ áîëü âîçíèêëà ðåçêî). Î ãðûæàõ, êàê ÷àñòè äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé ïîçâîíî÷íèêà óïîìÿíó â êîíöå.
***
Ïðåæäå âñåãî íàäî ïîçàíóäñòâîâàòü íà òåìó òîãî, êàê óñòðîåí ïîçâîíî÷íèê. Áåç ýòîãî áóäåò ñëîæíî ïîíÿòü ÷òî ê ÷åìó.
Íàø ïîçâîíî÷íèê ñîñòîèò èç ïîçâîíêîâ: íåáîëüøèõ êîñòåé, êîòîðûå ñâîèìè îòðîñòàìè îáðàçóþò êîëüöà. Åñëè ïîñòàâèòü ïîçâîíêè äðóã íà äðóãà, îíè ñâîèìè êîëüöàìè îáðàçóþò ïîçâîíî÷íûé êàíàë.  ýòîì êàíàëå íà óðîâíå øåéíîãî è ãðóäíîãî îòäåëîâ ïðîõîäèò ñïèííîé ìîçã, à â ïîÿñíè÷íîì è êðåñòöîâîì îòäåëàõ ïðîõîäÿò íåðâû.
Êàæäûé ïîçâîíîê ñîåäèíåí ñ ñîñåäíèì òðåìÿ ñóñòàâàìè: (1) ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê, êîòîðûé ñîåäèíÿåò òåëà ïîçâîíêîâ, (2,3) ôàñåòî÷íûå (ìåæïîçâîíî÷íûå èëè äóãîîòðîñ÷àòûå) ñóñòàâû, êîòîðûå ðàñïîëîæåíû ñçàäè ñ äâóõ ñòîðîí. Ìåæäó ôàñåòî÷íûìè ñóñòàâàìè ïðîñòðàíñòâî çàêðûòî ñâÿçêàìè, à ìåæäó ìåæïîçâîíî÷íûì äèñêîì è ôàñåòêàìè åñòü îòâåðñòèÿ (ôîðàìèíû èëè ìåæïîçâîíî÷íûå îòâåðñòèÿ), ÷åðåç êîòîðûå âûõîäÿò íåðâû.
 èòîãå ïîçâîíî÷íûé êàíàë çàùèùàåò íåðâû è îäíîâðåìåííî â íåêîòîðûõ ñèòóàöèÿõ ñîçäàåò ïðîáëåìû äëÿ ýòèõ íåðâîâ èç-çà ñâîåãî îãðàíè÷åííîãî ïðîñòðàíñòâà.
Ñïèííîìîçãîâûå íåðâû, êîòîðûå âûõîäÿò ÷åðåç ìåæïîçâîíî÷íûå îòâåðñòèÿ ìåæäó êàæäîé ïàðîé ñìåæíûõ ïîçâîíêîâ, — ýòî ïðîâîäà, ïî êîòîðûì èäóò ñèãíàëû (êîìàíäû) ê íàøèì ìûøöàì è âíóòðåííèì îðãàíàì. Ïî ýòèì æå ïðîâîäàì èäåò îòâåòíàÿ èíôîðìàöèÿ (ïðèêîñíîâåíèå, áîëü è ò.ï.). Ïðåäñòàâüòå: òåëî êëåòêè íàõîäèòñÿ â ñïèííîì ìîçãå (÷òî â ïîçâîíî÷íîì êàíàëå), à åå îòðîñòîê èäåò äî ìûøöû, êîòîðàÿ íàõîäèòñÿ ê ïðèìåðó íà ñòîïå. Òî åñòü ýòè êëåòêè ìîãóò áûòü äëèííîé îêîëî 1 ìåòðà, ïîòîìó ÷òî èõ îòðîñòêè-ïðîâîäà íå ïðåðûâàþòñÿ. Íàøè íåðâû ñîñòîÿò èç îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà òàêèõ êëåòîê. È åñëè ïðîâîä ïîâðåäèòü íà êàêîì-òî èç óðîâíåé ê íàì â ìîçã ïðèéäåò èíôîðìàöèÿ î íàðóøåíèè ðàáîòû ó÷àñòêà òåëà (áîëü, îíåìåíèå, ðàññòðîéñòâî äâèæåíèé), çà êîòîðûé îòâå÷àë òîò íåðâ (íàïðèìåð ñòîïà èëè ãîëåíü)
Ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê óñòðîåí â âèäå êîíôåòû Ìåëëåð: ñíàðóæè ïëîòíàÿ îáîëî÷êà (ôèáðîçíîå êîëüöî), êîòîðàÿ óäåðæèâàåò â ñåáå óïðóãîå ÿäðî (ïóëüïîçíîå ÿäðî).
Ïðè âîçíèêíîâåíèè ãðûæè íàðóæíàÿ ÷àñòü ëîïàåòñÿ è âíóòðåííåå ïóëüïîçíîå ÿäðî âìåñòå ñ êóñêàìè íàðóæíîãî ôèáðîçíîãî êîëüöà âûâàëèâàåòñÿ íàðóæó. Ïî çàêîíó ïîäëîñòè ñàìîå ñëàáîå ìåñòå ôèáðîçíîãî êîëüöà — çàäíÿÿ ÷àñòü. Êàê ðàç òàì, ãäå íàõîäèòñÿ ñàìîå öåííîå â ïîçâîíî÷íèêå — ïîçâîíî÷íûé êàíàë ñ íåðâàìè. Ðàçðûâû ìîãóò áûòü áîëüøèìè è ìàëåíüêèìè, îò ýòîãî çàâèñèò âåëè÷èíà ÷àñòè äèñêà, êîòîðàÿ ñìåñòèòñÿ â ñòîðîíó ïîçâîíî÷íîãî êàíàëà.
Ïî÷åìó ýòî ïðîèñõîäèò?
Óñëîâíî âûäåëþ äâå ïðè÷èíû:
1. Ïîäíÿòèå áîëüøîé òÿæåñòè, îñîáåííî â íåïðàâèëüíîì ïîëîæåíèè òåëà (äëÿ òðåíèðîâàííîãî ÷åëîâåêà âåñ áóäåò áîëüøå, òàê êàê ðàçâèòûå ìûøöû ïîìîãàþò ïîçâîíî÷íèêó ñïðàâëÿòüñÿ).
2. Íåîáû÷íûå, áûñòðûå, ðåçêèå äâèæåíèÿ.
Íî è ýòî íàâåðíÿêà íå âñå, ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå ïðåäïîñûëêè îò ïðåñëîâóòîãî ïðÿìîõîæäåíèÿ äî âðîæäåííîé ñëàáîñòè ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, âëèÿíèÿ èíôåêöèè (áûëè ïóáëèêàöèè î âëèÿíèè ãåðïåñà) è ïðîñòî ñòàðîñòè. Ñëîâîì â âîïðîñàõ ãðûæ íå âñå òàê ïðîñòî. Ïî áîëüøîìó ñ÷åòó íàø ïîçâîíî÷íèê åùå íåäîñòàòî÷íî ñîâåðøåíåí (à ìîæåò è âñå òåëî). Ó íåãî åñòü óÿçâèìûå ìåñòà. ×òî æå äî ïðîôèëàêòèêè: ïðåäóïðåæäåí, çíà÷èò âîîðóæåí. Ïîääåðæèâàòü ôèçè÷åñêóþ ôîðìó è íå óâëåêàòüñÿ áîëüøèìè âåñàìè.
Ñåêâåñòðèðîâàííàÿ ãðûæà
Åñëè ñëó÷èëàñü òàêàÿ áåäà è äèñê ëîïíóë, òî âàðèàíòîâ ðàçâèòèÿ íåñêîëüêî.
Ñåêâåñò (÷àñòè äèñêà, êîòîðûå âûâàëèëèñü â ïîçâîíî÷íûé êàíàë) äàâèò íà íåðâ.  òàêîì ñëó÷àå âû ìîæåòå îùóùàòü ðåçêóþ áîëü èëè ïðîãðåññèðóþùóþ ñëàáîñòü â íîãå (íîãàõ), èëè ÷óâñòâî îíåìåíèÿ (êàê áóäòî îòëåæàëè). Íàøè íåðâíûå òêàíè êðàéíå áîëåçíåííî ðåàãèðóþò íà ðåçêîå ñæàòèå, ïîýòîìó òàêîå ñîñòîÿíèå ãðîçèò ïîòåðåé ôóíêöèè íåðâà. Èíûìè ñëîâàìè íîðìàëüíî õîäèòü íå ïîëó÷èòñÿ.
Âíèçó íà ÌÐÒ æåëòûì îòìå÷åí ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê è ñòðóêòóðû ïîçâîíî÷íîãî êàíàëà, êðàñíûì îòìå÷åíû ñïèííîìîçãîâûå íåðâû L5.
 ñëó÷àå âûøåóêàçàííûõ ñèìïòîìîâ ñëåäóåò ðàññìîòðåòü îïåðàòèâíûé âàðèàíò ëå÷åíèÿ.
 ñëó÷àå, êîãäà ñåêâåñòð íå äàâèò íà íåðâ, ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ïîâåçëî. Ìåñòíûé îòåê â êîíå÷íîì ñ÷åòå óìåíüøèòñÿ, à ãðûæà çàðóáöóåòñÿ â êàíàëå è óìåíüøèòñÿ â îáúåìå. Òàêàÿ ñèòóàöèÿ íå âñåãäà î÷åâèäíà, ïîòîìó ÷òî äî ìîìåíòà ðóáöåâàíèÿ ñåêâåñòð ìîæåò è ñìåñòèòüñÿ. Ïîêîé è ìåñòíûå èíúåêöèè âîçìîæíî ðàññìîòðåòü êàê àëüòåðíàòèâó îïåðàöèè. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ðåøåíèå â òàêèõ ñëîæíûõ ñèòóàöèÿõ ëó÷øå ïðèíèìàòü âìåñòå ñî ñïåöèàëèñòîì.  ëþáîì ñëó÷àå äèñê óæå ñêîìïðîìåòèðîâàí (îí ïîòåðÿë ñâîþ ôóíêöèþ) è äàëüíåéøàÿ ñóäüáà ýòîãî ñåãìåíòà ïîçâîíî÷íèêà íåáëàãîïðèÿòíàÿ.
Îïåðàöèÿ
Ñóòü îïåðàöèè â òîì, ÷òî áû óáðàòü ôðàãìåíòû äèñêà èç ïîçâîíî÷íîãî êàíàëà. Ñåé÷àñ òàêèå îïåðàöèè äåëàþò ÷åðåç î÷åíü ìàëåíüêèå ðàçðåçû (îáðàçíî íàçûâàþò çàìî÷íûå ñêâàæèíû) è èñïîëüçóþò óâåëè÷èòåëüíûå ïðèáîðû, ëèáî âèäåîêàìåðû (ýíäîñêîïû). Îáû÷íî õèðóðãè ïðåäëàãàþò òåõíîëîãèè ê êîòîðûì ó íèõ åñòü äîñòóï, è êîòîðûìè îíè ÷àùå ïîëüçóþòñÿ. Ïðèíöèïèàëüíûõ îòëè÷èé ìåæäó ìåòîäèêàìè íåò. Âîññòàíîâëåíèå ïîñëå òàêèõ îïåðàöèé áûñòðîå (âûïèñàòüñÿ èç êëèíèêè ìîæíî õîòü íà ñëåäóþùèé äåíü). Áîëü îáû÷íî ïðîõîäèò ñðàçó ïîñëå îïåðàöèè.
×òî áûâàåò ïîñëå òàêèõ îïåðàöèé? Âåäü ìíîãèå ñëûøàëè èëè ÷èòàëè î áîëüøîì êîëè÷åñòâå îñëîæíåíèé Îïèøó íàèáîëåå ÷àñòûå ñèòóàöèè.
Áîëåâîé ñèíäðîì îñòàëñÿ:
1. Âîçíèêëî íàðóøåíèå ïèòàíèÿ (êðîâîñíàáæåíèÿ) íåðâà èç-çà äîëãîãî ñäàâëåíèÿ ãðûæåé (îïåðàöèÿ íå âñåãäà âûïîëíÿåòñÿ ñâîåâðåìåííî)
2. ×ðåçìåðíîå ñìåùåíèÿ íåðâà ïðè ïîïûòêå âûêîâûðÿòü ñåêâåñòð õèðóðãîì. Êàæäûé îðãàíèçì èíäèâèäóàëåí è çàïàñ «ïðî÷íîñòè» ó âñåõ ñâîé. Ñèòóàöèè ïðè êîòîðûõ íå óáèðàþò ÷àñòü ãðûæè î÷åíü ðåäêè.
Áîëåâîé ñèíäðîì âåðíóëñÿ, à íà ÌÐÒ íîâàÿ ãðûæà:
1. Áîëüøîé ðàçðûâ â äèñêå èç êîòîðîãî âûâàëèëñÿ íîâûé êóñî÷åê
2. Íå óäàëîñü ïðîâåñòè ïîëíóþ ðåâèçèþ è ïî÷èñòèòü äèñê îò ñâîáîäíûõ ôðàãìåíòîâ.  èäåàëüíîì âàðèàíòå, â ñëó÷àå áîëüøèõ ñåêâåñòðîâ è äåôåêòîâ ñòåíêè äèñêà ñëåäóåò ñòàáèëèçèðîâàòü ñåãìåíò èìïëàíòàìè.
Áîëåâîé ñèíäðîì â ñïèíå (â ñî÷åòàíèè ñ áîëüþ â íîãå èëè áåç) ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò:
Åñëè ÷àñòü äèñêà âûâàëèëàñü â êàíàë, òî äèñê óìåíüøèëñÿ â îáúåìå è â âûñîòå. Ïðè ýòîì óâåëè÷èëàñü íàãðóçêà íà ôàñåòî÷íûå ñóñòàâû (ñì àíàòîìèþ âûøå).  òàêîé ñèòóàöèè ðàçâèâàåòñÿ àðòðîç (ïîðàæåíèå ñóñòàâîâ). Òî åñòü áîëüíîé äèñê — áîëü â áóäóùåì.
Ìàëûå ãðûæè
Ïðè íåáîëüøèõ ïîâðåæäåíèÿõ ãðûæà ìîæåò íåìíîãî çàäåâàòü íåðâ. Èç-çà òàêîãî ðàçäðàæåíèÿ âîêðóã íåðâà ðàçâèâàåòñÿ îòåê. Ó âàñ êîãäà-íèáóäü çàêëàäûâàëî íîñ? Âîò òîæå ñàìîå ïðîèñõîäèò è â ìåæïîçâîíî÷íîì îòâåðñòèè, íåðâ ñäàâëèâàåòñÿ îêðóæàþùèìè òêàíÿìè.
 òàêîé ñèòóàöèè ïðèåì îáåçáîëèâàþùèõ èëè ìåñòíûå èíúåêöèè, êîòîðûå ñíèìàþò îòåê, ÷àñòî áûâàåò ýôôåêòèâåí. Áîëü áûñòðî óõîäèò.
Ýòè íåáîëüøèå ãðûæè, ïîæàëóé, è ÿâëÿþòñÿ ïðåäìåòîì ñïîðîâ. Ìåòîäèê ëå÷åíèÿ î÷åíü ìíîãî. Ïî ñóòè âñåì ìåòîäû ëå÷åíèÿ ñâîäÿòñÿ ê íåñêîëüêèì: (1) óáðàòü ÷àñòü äèñêà, ÷òî áû îí ìåíüøå âûïèðàë (äëÿ ýòîãî èñïîëüçóåòñÿ ðàçëè÷íûå ëàçåðû, ïëàçìû, ìåõàíè÷åñêèå ñèñòåìû è ò.ï.), (2) ñòàáèëèçèðîâàòü ñåãìåíò ïîçâîíî÷íèêà, ÷òî áû íå ïðîèñõîäèëî «ðàçäðàæàþùèõ» äâèæåíèé â ïîðàæåííîì ñåãìåíòå è íå âîçíèêàë îòåê (ôèçêóëüòóðà, ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ, êîðñåòû).
Íî çäåñü î÷åíü âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî ñåãîäíÿ íèêòî íå ïîêàçàë î÷åâèäíûõ äîêàçàòåëüñòâ âîññòàíîâëåíèÿ ñòðóêòóðû ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (îïûòû íà êðûñàõ â àìåðèêàíñêèõ ëàáîðàòîðèÿõ íå â ñ÷åò). Íèêòî íå ìîæåò ãàðàíòèðîâàòü, ÷òî ðàçðûâû ôèáðîçíîãî êîëüöà çàðàñòóò òàê, ÷òî âíóòðåííÿÿ ÷àñòü äèñêà ñîõðàíèò ñâîå ñîäåðæèìîå, äèñê íå ïîòåðÿåò ñâîþ âûñîòó è ôóíêöèè.
***
Ñòîëü ðàñïðîñòðàíåííîå çàáîëåâàíèå îòêðûâàåò îãðîìíûé ïðîñòîð äëÿ «áèçíåñà».
Ê ïðèìåðó, íà êàðòèíêå âûøå ðåêëàìà îäíîé èç ÷àñòíûõ êëèíèê, êîòîðàÿ ïðåäëàãàåò «èííîâàöèîííûé ìåòîä ëå÷åíèÿ». Êàðòèíêà ìíå ïîïàëàñü ñîâåðøåííî ñëó÷àéíî ïðè ïîèñêå â Google. Îíà èíòåðåñíà ôàëüñèôèêàöèåé ðåçóëüòàòîâ ëå÷åíèÿ. Ïîñìîòðèòå íà ñåêâåñòðèðîâàííóþ ãðûæó (2004 ãîä). Âïîëíå âîçìîæíà ñèòóàöèÿ, êîãäà ñåêâåñòð óìåíüøàåòñÿ â îáúåìå è ðóáöóåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî, ÷òî ïîêàçàíî íà âòîðîé êàðòèíêå (2005 ãîä). Õîòÿ è ñîõðàíÿåòñÿ îùóùåíèå, ÷òî óäàëèëè ñåêâåñòð îáû÷íûì îïåðàòèâíûì ïóòåì. Íî òî, ÷òî ïðåäñòàâëåíî íà òðåòüåé êàðòèíêå íå ïîääàåòñÿ íèêàêîìó îáúÿñíåíèþ âîîáùå. Ýòî ñíèìîê äðóãîãî ÷åëîâåêà. Äåëî â òîì, ÷òî íà òðåòüåé êàðòèíêå ïîêàçàíî íå ïðîñòî âîññòàíîâëåíèå âûñîòû ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (îíè äàæå âûøå, ÷åì íà ïåðâîé êàðòèíêå), ÷óäåñíûì îáðàçîì ïîâûñèëàñü ñïîñîáíîñòü äèñêîâ óäåðæèâàòü æèäêîñòü (ãèäðîôèëüíîñòü). Ïîçâîíî÷íèê âûãëÿäèò êàê ó ìîëîäîãî ÷åëîâåêà. Âäîáàâîê óøëè èçìåíåíèÿ çàìûêàòåëüíûõ ïëàñòèíîê ïîçâîíêîâ, êîòîðûå áûëè íà ïåðâîé êàðòèíêå. Ïîçâîíî÷íûé êàíàë óâåëè÷èëñÿ â øèðèíå, ÷òî óæå ñîâñåì ôàíòàñòèêà.
Ê ñîæàëåíèþ, ïîäîáíûõ øàðëàòàíîâ êðàéíå ìíîãî â íàøåé ñòðàíå. Îíè íå ïîêàæóò ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé, êîòîðûå áûëè îïóáëèêîâàíû â ðåöåíçèðóåìûõ æóðíàëàõ. Íî ïîñòàðàþòñÿ êàê ìîæíî äîëüøå çàòÿíóòü «ýôôåêòèâíîå ëå÷åíèå» äëÿ âûêà÷èâàíèÿ äåíåã èç áîëüíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé êîíå÷íî æå íàäååòñÿ íà ÷óäî è õî÷åò áûòü ñíîâà ìîëîäûì è çäîðîâûì.
***
Ãðûæè è ïðîòðóçèè
Ðàçëè÷èå ìåæäó ýòèìè âåùàìè áîëüøå ðàäèîãðàôè÷åñêîå. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ïðè ïðîòðóçèè íå âîçíèêàåò ðàçðûâà ôèáðîçíîãî êîëüöà (ëèáî êðàéíå ìàëûå ðàçðûâû), ìåæïîçâîíî÷íûé äèñê ïðîñòî ñòàíîâèòñÿ áîëåå ïëîñêèì è âûáóõàåò. Ïðè ãðûæå ðàçðûâ ïðîèñõîäèò. Íà ñíèìêàõ ýòè èçìåíåíèÿ â êëàññèêå îïèñûâàþò êàê øèðîêîå îñíîâàíèå (ïðîòðóçèÿ) è ïî òèïó ãðèáíîé øëÿïêè (ãðûæà).  øèðîêîì ñìûñëå ïðîòðóçèè è ãðûæè ìîæíî âñòðåòèòü ó âñåõ ëþäåé ñòàðøå 20 ëåò. Åñëè âçÿòü 1000 ÷åëîâåê ñ óëèöû è ñäåëàòü èì ÌÐÒ, ó 999 âûÿâÿòñÿ òå èëè èíûå ïðèçíàêè èçìåíåíèé ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ (ïðèñëîâóòûå ãðûæè ïî ñêîëüêî-òî ìì). ×òî êîíå÷íî æå íå ïîâîä íà÷àòü áåãàòü ïî âðà÷àì.
Ìåæïîçâîíî÷íûå ãðûæè — ýòî îäèí èç ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ îáùåãî ñòàðåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà. Ñ âîçðàñòîì ãðûæè è ñíèæåíèå ñïîñîáíîñòè äåðæàòü æèäêîñòü â ïóëüïîçíîì ÿäðå ïðèâîäÿò ê ñíèæåíèþ âûñîòû ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêîâ è óìåíüøåíèþ ðàññòîÿíèÿ ìåæäó òåëàìè ïîçâîíêîâ. Ïðè òàêîé ñèòóàöèè ïðîèñõîäèò íåñêîëüêî âåùåé: (1) óâåëè÷èâàåòñÿ íàãðóçêà íà çàäíèå îïîðíûå ñòðóêòóðû (ôàñåòî÷íûå ñóñòàâû), íåðàâíîìåðíàÿ íàãðóçêà ïðèâîäèò ê èõ ñòàðåíèþ è ðàçâèòèþ áîëè; (2) óìåíüøåíèå â ðàçìåðàõ ïåðåäíåé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî ïîçâîíî÷íûé ñòîëá íàêëîíÿåòñÿ âïåðåä (À -> B íà ðèñóíêå), íàðóøàþòñÿ ôèçèîëîãè÷åñêèå èçãèáû è áàëàíñ ïîçâîíî÷íèêà. Ýòè èçìåíåíèÿ çàïóñêàþò êàñêàä èçìåíåíèé áèîìåõàíèêè, î ÷åì ÿ áóäó ïèñàòü â ñëåäóþùèõ ïîñòàõ.
Ïðåäâèäÿ ïîÿâëåíèå ïåðåïå÷àòîê çàêëþ÷åíèé ÌÐÒ è âîïðîñîâ «ó ìåíÿ áîëèò ñïèíà, ÷òî äåëàòü?», çàìå÷ó, ÷òî ëó÷øå âñåãî ñ ýòèì îáðàòèòüñÿ î÷íî ê ñîîòâåòñòâóþùåìó äîêòîðó. Ìíå íå õî÷åòñÿ ïðåâðàùàòü êîììåíòàðèè â âèðòóàëüíóþ ïðèåìíóþ. Ê òîìó æå ó ìåíÿ íå õâàòèò âðåìåíè, òåðïåíèÿ è âíèìàíèÿ âñå ïîñìîòðåòü.
ß ïîíèìàþ, ÷òî îñâåòèë òåìó êðàéíå ïîâåðõíîñòíî, ïîýòîìó åñëè áóäóò óòî÷íÿþùèå âîïðîñû, ïîñòàðàþñü íà íèõ îòâåòèòü. Âîçìîæíî, êòî-íèáóäü âûñêàæåò ñâîå ìíåíèå íà ñ÷åò ãðûæ, ïîòîìó ÷òî òåìà âåñüìà îáøèðíà èç-çà ðàñïðîñòðàíåííîñòè è ïîäõîäû áûâàþò ðàçíûìè.
Áëîã î õèðóðãè ïîçâîíî÷íèêà
Источник