Ущемленная паховая грыжа у детей pdf

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf thumbnail

УЩЕМЛЕННЫЕ ГРЫЖИ У ДЕТЕЙ

Ущемление паховой грыжи встречается у детей различных возрастных групп. Внутренние органы брюшной полости при незначительном напряжении могут выходить в грыжевой мешок. Возникающий спазм мышц создает препятствие для их возвращения в брюшную полость. Следует отметить, что у младших детей по этим же анатомо-физиологическим причинам часто возникает самопроизвольное вправление грыжи, а ущемленные органы реже претерпевают необратимые изменения. У старших детей наружное паховое кольцо уплотняется, становится фиброзным и при возникновении спазма не растягивается, удерживая ущемленные органы.

Клиническая картина

Наиболее постоянным признаком ущемления грыжи у детей грудного возраста является беспокойство, которое возникает среди полного благополучия и носит постоянный характер, периодически усиливаясь. Однако этот признак часто оценивается неправильно, так как ущемление в 38 % случаев возникает на фоне других заболеваний, имеющих сходное течение.

Кроме того, у некоторых детей (чаще недоношенных) беспокойство может быть незначительным, и поведение ребенка – без заметных нарушений.

Иногда припухлость появляется впервые и некоторое время может оставаться незамеченной из-за небольших размеров и выраженного подкожного жирового слоя в паховых областях у новорожденных. Все это затрудняет диагностику и дает повод к позднему распознаванию ущемленной грыжи.

У детей старшего возраста клинические проявления ущемления более отчетливы. Ребенок жалуется на внезапно возникающие резкие боли в паховой области и появляющуюся болезненную припухлость (если грыжа ущемилась при первом появлении). В тех случаях, когда ребенок знает о наличии у него грыжи, он указывает на ее увеличение и невозможность вправления.

Вскоре после ущемления у многих детей (40–50 %) отмечается однократная рвота. Стул и газы вначале отходят самостоятельно. При ущемлении петли кишки развиваются явления непроходимости кишечника (70 % наблюдений).

В редких случаях отмечается кишечное кровотечение. Общее состояние ребенка в первые часы после ущемления заметно не страдает. Температура тела остается нормальной. При осмотре паховых областей выявляется припухлость по ходу семенного канатика – грыжевое выпячивание, которое часто спускается в мошонку. У девочек грыжа может быть небольших размеров и при осмотре мало заметна.

Ощупывание грыжи резко болезненно. Выпячивание гладкое эластичной консистенции, невправимо. Обычно прощупывается плотный тяж, идущий в паховый канал и выполняющий его просвет.

При поступлении ребенка в поздние сроки от начала заболевания (2–3– й день) выявляются: тяжелое общее состояние, повышение температуры тела, резкая интоксикация, отчетливые признаки кишечной непроходимости или перитонита.

Местно появляются гиперемия и отек кожи, связанные с некрозом ущемленного органа и развитием флегмоны грыжевого выпячивания. Рвота становится частой, с примесью желчи и каловым запахом. Может быть задержка мочеиспускания.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз у детей младшего возраста прежде всего, приходится проводить с остро развившейся водянкой семенного канатика. В таких случаях имеют значение точные анамнестические данные – при водянке припухлость возникает постепенно, нарастает в течение нескольких часов.

Беспокойство в начале заболевания выражено мало, но в последующие часы появляются общие симптомы, характерные для ущемленной грыжи.

Рвота бывает редко. Основой для дифференциальной диагностики служат пальпаторные данные: опухоль при водянке умеренно болезненная, овальной формы, с четким верхним полюсом, от которого не отходит в паховый канал характерный для грыжевого выпячивания плотный тяж.

Довольно часто остро развивающуюся кисту семенного канатика бывает крайне трудно отличить от ущемленной грыжи. В таких случаях диагноз ставят во время хирургического вмешательства.

Ущемленная сообщающаяся водянка семенного канатика иногда дает повод к ошибочному диагнозу. В таких случаях из анамнеза бывает известно, что у мальчика имелась припухлость в паховой области, которая периодически уменьшалась (особенно утром), но в последующие часы становилась болезненной и напряженной.

В отличие от ущемленной грыжи у ребенка отсутствуют симптомы кишечной непроходимости, и определяется тонкий тяж, идущий от припухлости в паховый канал. В сомнительных случаях следует назначать операцию.

Перекручивание семенного канатика («заворот яичка») также проявляется внезапным беспокойством ребенка. Могут возникать и другие общие явления (отказ от груди, рефлекторная рвота).

Пальпация припухлости в паховой области резко болезненна, семенной канатик утолщен из-за перекручивания, прощупывается в паховом канале, напоминая шейку грыжевого мешка. Крайне трудно отличать заворот яичка от ущемленной грыжи у новорожденного, но это не имеет практического значения, так как оба заболевания требуют срочного оперативного вмешательства.

Паховый лимфаденит у детей раннего и дошкольного возраста (особенно девочек) иногда невозможно отличить от ущемленной грыжи.

Неполный анамнез заболевания, беспокойство ребенка при исследовании и затрудненная пальпация наружного пахового кольца (инфильтрация тканей) позволяют думать о воспалении ущемленной грыжи.

Отсутствие общих симптомов и явлений непроходимости не исключает ущемления придатков матки или пристеночного ущемления кишки. Таким образом, при выраженных явлениях пахового лимфаденита даже малейшее подозрение на ущемленную грыжу следует расценивать как показание к немедленной операции.

Лечение

Наличие ущемленной паховой грыжи является показанием к срочной операции. Однако следует уточнить, что у детей первых месяцев жизни ущемление обычно возникает при крике ребенка, натуживании или беспокойстве, которые сопровождаются напряжением брюшных мышц, имеющих главное значение в механизме ущемления.

Болевые ощущения, возникающие при ущемлении, увеличивают двигательное беспокойство ребенка и усиливают спазмы мышц. Если создать условия, при которых уменьшается боль, то ребенок успокаивается, наступает расслабление мышц, окружающих паховый канал, и происходит самостоятельное вправление грыжи.

Кроме того, ущемление у детей раннего возраста крайне редко приводит к некрозу грыжевого содержимого, который, однако, может наступить, но не раньше 8-12 ч с момента осложнения. Это позволяет некоторым хирургам рекомендовать неоперативное вправление ущемленной грыжи у детей (ручное вправление повторные ванны, орошение грыжи эфиром, дача наркоза). У детей грудного возраста следует придерживаться строго индивидуального подхода к лечению ущемленной грыжи.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни неотложная операция абсолютно показана:

1)в случаях, когда неизвестен анамнез или с момента ущемления прошло больше 12 ч;

2)при наличии воспалительных изменений в области грыжевого выпячивания;

3)у девочек, так как грыжевым содержимым у них обычно бывают придатки, которые не только ущемляются, но ротируются, что ведет к их быстрому омертвению. Нормально развитые старшие дети, у которых нет сопутствующих тяжелых заболеваний, должны быть оперированы вслед за постановкой диагноза.

Консервативное лечение. Всем детям, не имеющим абсолютных показаний к операции, при поступлении в хирургический стационар проводят комплекс консервативных мероприятий, создавая условия для самопроизвольного вправления грыжевого выпячивания.

Больному внутримышечно вводят разовую возрастную дозу 0.1% раствора атропина с 1% раствором димедрола, затем можно сделать теплую ванну (37–38 C) продолжительностью 10–15 мин или на область грыжи положить грелку.

Постепенно ребенок успокаивается, засыпает, и грыжа самопроизвольно вправляется. Неоперативное вправление, по данным специалистов, наблюдается у 1/3 детей грудного возраста. Консервативное лечение проводят не более 1 ч. Если в течение этого времени грыжа не вправилась, то ребенка подвергают хирургическому вмешательству, а проведенные мероприятия будут являться предоперационной подготовкой.

В тех случаях, когда грыжа самопроизвольно вправилась до начала наркоза (или ущемление ликвидировано консервативными мероприятиями), ребенка оставляют в хирургическом стационаре, проводят необходимые исследования и оперируют в плановом порядке.

Предоперационная подготовка. Дети, у которых имеются абсолютные показания к операции, не получают специальной предоперационной подготовки.

Исключение составляют больные, поступившие в поздние сроки от начала заболевания (3–4 дня). Общее состояние таких детей бывает крайне тяжелым из-за интоксикации на фоне перитонита и обезвоживания.

До операции такому ребенку необходимо проведение инфузионной терапии. За 2–4 ч состояние ребенка заметно улучшается, снижается температура тела, и тогда приступают к операции.

Оперативное лечение заключается в ликвидации ущемления и радикальной пластике пахового канала. Хирургическое вмешательство проводят под общим обезболиванием.

Послеоперационное лечение. Ребенку назначают антибиотики. Для профилактики отека мошонку подтягивают кпереди повязкой, применяют физиотерапию. Активность ребенка не ограничивают, разрешают поворачиваться в постели, самостоятельно садиться на 2–3–е сутки после операции. Больному назначает обычную (по возрасту) диету.

Детей первых месяцев жизни прикладывают к груди матери через 5–6 ч после операции. Для предупреждения осложнений со стороны раны у грудных детей следует при загрязнении менять наклейку. Швы снимают на 5–6–е сутки после операции, на следующий день ребенка выписывают.

Дети школьного возраста после выписки домой освобождаются от занятий на 7-10 дней и от физической нагрузки на 2 месяца. В последующем необходимо диспансерное наблюдение хирурга за ребенком, так как в 3,8 % случаев возникают рецидивы грыжи, требующие повторной операции.

Источник

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Ущемленные паховые грыжи у детей
Автор: Долецкий С.Я.
Год издания: 1952
Размер: 5.14 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский

Грыжи брюшной стенки весьма разносторонне изучены и освещены в печати. Большой вклад в учение о грыжах внесен отечественными хирургами (А. П. Крымов, П. И. Тихов и др.). Имеется также обширная литература по ущемленным паховым грыжам. Однако сказанное относится в основном к заболеваниям взрослых.Паховая грыжа у детей изучена не так подробно. Еще меньше данных в литературе об ущемленных паховых грыжах у детей. Последние работы, посвященные этому вопросу, были опубликованы свыше 20 лет назад. Все это, несомненно, указывает на необходимость ревизии устаревших положений и взглядов, приводимых в литературе.Предлагаемая книга С. Я. Долецкого основана на изучении большого клинического опыта одного учреждения за последние годы и дает представление о современном состоянии вопроса. Автор подробно изучил особенности клиники и диагностики ущемленной паховой грыжи у детей. В книге читатель также найдет основные теоретические сведения и необходимые практические указания об оперативной технике. Автору, мне кажется, удалось убедительно обосновать показания к оперативному и консервативному методу лечения. Работа С. Я. Долецкого полностью подтверждает правильность хирургической тактики, проводимой в нашей клинике при этом часто встречающемся заболевании у детей. Таким образом, я полагаю, что настоящая книга пополнит имеющийся пробел в литературе и поможет врачам улучшить результаты лечения ущемленной паховой грыжи у детей.

Также рекомендуем скачать

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Неонатальная хирургия.
Автор: Исаков Ю.Ф., Володин Н.Н., Гераськин А.В.
Год издания: 2011
Размер: 36.73 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Неонатальная хирургия» довольно детально рассматривает вопросы организации хирургической помощи новорожденным, представлена тактика неонатолога при ВПР, охарактеризованы общие аспекты предопера… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Справочник детского хирурга
Автор: Катько В.А.
Год издания: 2013
Размер: 10.52 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство «Справочник детского хирурга» под ред., Катько В.А., рассматривает эпидемиологию, этиопатогенез, клинические проявления и диагностику с лечением врожденных пороков органов и с… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Хирургические заболевания и повреждения селезенки у детей
Автор: Шапкин В.В., Шапкина А.Н.
Год издания: 2005
Размер: 27.71 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Хирургические заболевания и повреждения селезенки у детей» под ред., Шапкина В.В., и соавт., рассматривает анатомо-физиологические особенности селезенки в детском возрасте, характеристика травм… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Хирургия живота и промежностей у детей. Атлас.
Автор: Гераськин А.В., Дронов А.Ф., Смирнова А.Н.
Год издания: 2012
Размер: 75.24 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: В практическом руководстве «Хирургия живота и промежностей у детей. Атлас» под ред. Гераськина А.В., и соавт., рассматриваются конкретные больные с хирургической патологией живота и промежности. Описа… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Детская хирургия. Том 3
Автор: Ашкрафт К.У., Холдер Т.М.
Год издания: 1999
Размер: 17.37 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Третий том практического руководства «Детская хирургия» под ред., Ашкрафта К.У., и соавт., содержит описание хирургических методик при урологической, гинекологической патологии, а также заболеваний го… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Детская хирургия. Том 2
Автор: Ашкрафт К.У., Холдер Т.М.
Год издания: 1997
Размер: 15.64 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Второй том практического руководства «Детская хирургия» под ред., Ашкрафта К.У., и соавт., содержит описание хирургических методик при такой патологии органов брюшной полости и кишечника: экстрофия кл… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Детская оперативная хирургия.
Автор: Тихомирова В.Д.
Год издания: 2011
Размер: 62.28 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Представленное практическое руководство «Детская оперативная хирургия» под редакцией Тихомировой В.Д. рассматривает как общие принципы детской хирургии, так и частные вопросы. Освещены общая часть, гд… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Атлас детской оперативной хирургии
Автор: Пури П., Гольварт М.
Год издания: 2009
Размер: 16.97 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Рассматривается хирургическая патология детского возраста согласно топографо-анатомическому принципу. Изложены и проиллюстрированы патологические состояния и методики воздействия на них головы и шеи, … Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Хирургические болезни у детей.
Автор: Подкаменев В.В.
Год издания: 2012
Размер: 19.33 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: Данное учебное пособие по хирургическим болезням у детей рассматривает врожденную и приобретенную патологию головы, шеи, органов грудной и брюшной полости, болезни брюшной и грудной стенки, заболевани… Скачать книгу бесплатно

Ущемленная паховая грыжа у детей pdf
Название: Детская хирургия. Клинические разборы
Автор: Гераськин А.В.
Год издания: 2011
Размер: 16.07 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Описание: В книге Гераськина А.В. «Детская хирургия. Клинические разборы» изложены 50 клинических ситуаций из разнообразных отраслей хирургии детского возраста. Данные разборы, представленные в монографии, акту… Скачать книгу бесплатно

Источник

Ýìáðèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç ïàõîâîé ãðûæè ó äåòåé. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà, ñèìïòîìû è ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ. Îïàñíûå îñëîæíåíèÿ ïàõîâîé ãðûæè, èõ äèàãíîñòèêà. Ïîðÿäîê è òåõíèêà ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèè ãðûæåñå÷åíèÿ. Ðåêîìåíäàöèè ïàöèåíòàì â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Áåëãîðîäñêèé Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò

Ìåäèöèíñêèé èíñòèòóò

Êàôåäðà ïåäèàòðèè ñ êóðñîì äåòñêèõ õèðóðãè÷åñêèõ áîëåçíåé

ÐÅÔÅÐÀÒ:

ÏÀÕÎÂÀß ÃÐÛÆÀ Ó ÄÅÒÅÉ

Âûïîëíèë:

ñòóäåíò ãðóïïû 03010803 Êðèêóí Å.Å.

Ïðîâåðèë: ê.ì.í., äîöåíò

Ãàãëîåâ Â.Ì.

Áåëãîðîä, 2013

ÏËÀÍ

1. Ýìáðèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç

2. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà

3. Ëå÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. ÝÌÁÐÈÎËÎÃÈß È ÏÀÒÎÃÅÍÅÇ

Äî ðîæäåíèÿ ÿè÷êè ðàñïîëàãàþòñÿ ïîä ïî÷êàìè.  õîäå âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ÿè÷êè îïóñêàþòñÿ âûõîäÿò èç æèâîòà ÷åðåç âíóòðåííåå ïàõîâîå êîëüöî, çà ïîëîñòüþ áðþøèíû. ßè÷êè âûõîäÿò èç áðþøíîé ïîëîñòè ÷åðåç âíóòðåííåå ïàõîâîå êîëüöî è ïðîõîäÿò ÷åðåç ïàõîâûé êàíàë, à çàòåì îïóñêàþòñÿ â ìîøîíêó. Íàðóøåíèå ýòîãî ïðîöåññà îáîçíà÷àåòñÿ òåðìèíîì êðèïòîðõèçì. Ïðè îïóùåíèè ÿè÷åê êàðìàí áðþøèíà, íîñÿùèé íàçâàíèå processus vaginalis, ñïóñêàåòñÿ êïåðåäè.

Ïîñëå òîãî, êàê ÿè÷êè îïóñòèëèñü â ìîøîíêó, processus vaginalis àòðîôèðóåòñÿ (èñ÷åçàåò). Åñëè processus vaginalis íå àòðîôèðóåòñÿ è îñòàåòñÿ îòêðûòûì â áðþøíóþ ïîëîñòü, îñòàòî÷íàÿ ÷àñòü processus vaginalis ìîæåò ó÷àñòâîâàòü â ôîðìèðîâàíèè ãðûæåâîãî ìåøêà ïðè êîñûõ ïàõîâûõ ãðûæàõ. Îòêðûòûé processus vaginalis èìååòñÿ ó 80% äåòåé ïðè ðîæäåíèè, è åùå ÷àùå îáíàðóæèâàåòñÿ ó íåäîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ê äâóì ãîäàì æèçíè ïðîèñõîäèò çàêðûòèå processus vaginalis. Êîãäà ïåòëÿ êèøêè ïðîíèêàåò â processus vaginalis, âíóòðåííåå ïàõîâîå êîëüöî ðàñòÿãèâàåòñÿ è processus vaginalis íå àòðîôèðóåòñÿ.

Åñëè processus vaginalis çàêðûò ñî ñòîðîíû âíóòðåííåãî ïàõîâîãî êîëüöà, íî îòêðûò ñíàðóæè îò íåãî, ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ ãèäðîöåëå (ïîëîñòü, çàïîëíåííàÿ æèäêîñòüþ).  ñâÿçè ñ ýòèì êîñûå ïàõîâûå ãðûæè âñåãäà ÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûì äåôåêòîì, îáóñëîâëåííûì íàðóøåíèåì àòðîôèè processus vaginalis. Ïðîòðóçèÿ îðãàíîâ â ãðûæåâîé ìåøîê ìîæåò îòìå÷àòüñÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ èëè âîçíèêíóòü ïîçæå. Ãðûæè, âîçíèêàþùèå ìíîãî ïîçæå, ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì ïðîíèêíîâåíèÿ ïåòåëü êèøå÷íèêà â ïîòåíöèàëüíûé ãðûæåâîé ìåøîê, êîòîðûé ñóùåñòâîâàë åùå äî ðîæäåíèÿ. Ïðÿìûå ïàõîâûå ãðûæè ÿâëÿþòñÿ ðåçóëüòàòîì íàëè÷èÿ ñëàáûõ ìûøö â äíå ïàõîâîãî êàíàëà.

2. ÊËÈÍÈ×ÅÑÊÀß ÊÀÐÒÈÍÀ

Ïàõîâûå ãðûæè ïðîÿâëÿþòñÿ âûïÿ÷èâàíèåì, êîòîðîå èìååò îâàëüíóþ ôîðìó è âûïîëíÿåò íàðóæíîå îòâåðñòèå ïàõîâîãî êàíàëà. Îíî ñòàíîâèòñÿ íàïðÿæåííûì ïðè êðèêå è áåñïîêîéñòâå ðåáåíêà.  ñïîêîéíîì ñîñòîÿíèè è âî âðåìÿ ñíà ãðûæåâîå âûïÿ÷èâàíèå íå îïðåäåëÿåòñÿ. Ó ìàëü÷èêîâ ãðûæè ìîãóò çàíèìàòü íå òîëüêî ïàõîâóþ îáëàñòü, íî è ñïóñêàòüñÿ â0 ìîøîíêó. Ïàëüïàöèåé âûÿâëÿþò òåñòîâàòîé êîíñèñòåíöèè áåçáîëåçíåííîå âûïÿ÷èâàíèå. Âïðàâëåíèå â áðþøíóþ ïîëîñòü îñóùåñòâëÿåòñÿ ëåãêî, áåç íàñèëèÿ, è ïðè ýòîì íåðåäêî ñëûøèòñÿ õàðàêòåðíîå óð÷àíèå. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì îïðåäåëåíèå ðàçìåðîâ íàðóæíîãî îòâåðñòèÿ ïàõîâîãî êàíàëà.

Äèàãíîç ïàõîâîé ãðûæè â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóäíåíèé. Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñ ñîîáùàþùåéñÿ âîäÿíêîé îáîëî÷åê ÿè÷êà. Õàðàêòåðíûì ïðèçíàêîì ïîñëåäíåé ÿâëÿåòñÿ ìåäëåííîå óâåëè÷åíèå îáðàçîâàíèÿ â òå÷åíèå Äíÿ, ïðè÷åì ñâîåãî ìàêñèìàëüíîãî óâåëè÷åíèÿ îíî äîñòèãàåò îáû÷íî ê âå÷åðó, à ïîñëå ñíà âûïÿ÷èâàíèå ìîæåò ëèáî çíà÷èòåëüíî óìåíüøèòüñÿ, ëèáî èñ÷åçíóòü. Ïðàâèëüíîìó äèàãíîçó ïîìîãàåò ñèìïòîì «ïðîñâå÷èâàíèÿ», êîòîðûé õàðàêòåðåí äëÿ âîäÿíêè.

Îïàñíûì îñëîæíåíèåì ïàõîâîé ãðûæè ÿâëÿåòñÿ åå óùåìëåíèå. Ïðè ýòîì âûïàâøèå â ãðûæåâîé ìåøîê âíóòðåííèå îðãàíû ñäàâëèâàþòñÿ â àïîíåâðîòè÷åñêîì êîëüöå, ÷òî ïðèâîäèò ê ðåçêîìó íàðóøåíèþ êðîâîñíàáæåíèÿ â íèõ è íåêðîçó. Ïî äàííûì Ñ. ß. Äîëåöêîãî, îñëîæíåíèå ïàõîâîé ãðûæè óùåìëåíèåì íàáëþäàåòñÿ â 24% ñëó÷àåâ.

Äèàãíîç óùåìëåííîé ïàõîâîé ãðûæè â òèïè÷íûõ ñëó÷àÿõ íå ïðåäñòàâëÿåò çàòðóäíåíèé. Îñòðîå íà÷àëî, ðåçêèå áîëè, ïîÿâëåíèå íåâïðàâèìîé ïðèïóõëîñòè òàì, ãäå ðàíüøå áûëà ãðûæà, íå ïðè÷èíÿâøàÿ ðåáåíêó áåñïîêîéñòâà, — âñå ýòî ïîçâîëÿåò ñâîåâðåìåííî è ïðàâèëüíî ñòàâèòü äèàãíîç.

Äèôôåðåíöèàëüíûé äèàãíîç ñëåäóåò ïðîâîäèòü ïðåæäå âñåãî ñ îñòðî ðàçâèâøåéñÿ âîäÿíêîé ñåìåííîãî êàíàòèêà, ïàõîâûì ëèìôàäåíèòîì.

3. Ëå÷åíèå

Ëå÷åíèå ïàõîâûõ ãðûæ òîëüêî îïåðàòèâíîå. Äåòè ñ ïàõîâûìè ãðûæàìè äîëæíû íàïðàâëÿòüñÿ â õèðóðãè÷åñêèé ñòàöèîíàð â âîçðàñòå â îñíîâíîì ïîñëå 6 ìåñÿöåâ. Õîòÿ ïîêàçàíèåì ê îïåðàòèâíîìó âìåøàòåëüñòâó ÿâëÿåòñÿ ñàì äèàãíîç, ïîýòîìó äåòè, óãðîæàåìûå ïî ðàçâèòèþ óùåìëåííîé ãðûæè, ìîãóò îïåðèðîâàòüñÿ è â áîëåå ðàííèå ñðîêè. Îïåðàöèÿ â ýòîì âîçðàñòå ïðåäóïðåæäàåò âîçìîæíûå óùåìëåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ âîçðàñòàþùåé àêòèâíîñòüþ ðåáåíêà, à òàêæå ñ íàðóøåíèåì ðèòìà ïåðèñòàëüòèêè â ñâÿçè ñ ðàñøèðåíèåì äèåòû.

Îïåðàöèþ ãðûæåñå÷åíèÿ ïðîâîäÿò ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì.

Èç âñåõ ìíîãî÷èñëåííûõ ñïîñîáîâ ãðûæåñå÷åíèÿ â äåòñêîé õèðóðãè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóþò ïðèíöèï îïåðàöèè Ðó. Ýòîò ñïîñîá ìàëîòðàâìàòè÷åí è çàêëþ÷àåòñÿ â ñóæèâàíèè íàðóæíîãî êîëüöà è óêðåïëåíèè ïåðåäíåé ñòåíêè ïàõîâîãî êàíàëà, ïðè ýòîì àïîíåâðîç íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà íå ðàññåêàþò.  íàñòîÿùåå âðåìÿ èñïîëüçóåòñÿ îïåðàöèÿ Ðó â ìîäèôèêàöèÿõ Ò. Ï. Êðàñíîáàåâà (1901) èëè Â. À. Îïïåëÿ (1919); ó äåòåé ñòàðøåãî âîçðàñòà (ïîñëå 10 ëåò) öåëåñîîáðàçíà ïëàñòèêà ïàõîâîãî êàíàëà ïî ñïîñîáó Ìàðòûíîâà-Æèðàðà (1901) èëè Áîáðîâà (1892).

Òåõíèêà îïåðàöèè. Äîñòóï Ôåëèññå íàä îáëàñòüþ íàðóæíîãî ïàõîâîãî êîëüöà, â ðàíó âûâîäÿò ãðûæåâîé ìåøîê (âëàãàëèùíûé îòðîñòîê), îòäåëÿþò åãî îò ïîêðûâàþùèõ îáîëî÷åê è ýëåìåíòîâ ñåìåííîãî êàíàòèêà. Âûäåëåííûé äî øåéêè ãðûæåâîé ìåøîê âñêðûâàþò ó äíà, îñìàòðèâàþò è ïîãðóæàþò â áðþøíóþ ïîëîñòü ñîäåðæèìîå. Çàòåì øåéêó ìåøêà ïðîøèâàþò øåëêîâîé ëèãàòóðîé, ïåðåâÿçûâàþò íà äâå ñòîðîíû è ìåøîê îòñåêàþò. Ïðè ïðàâèëüíîé îáðàáîòêå ãðûæåâîãî ìåøêà êóëüòÿ åãî ñàìîñòîÿòåëüíî ïîãðóæàåòñÿ â ïðåäáðþøèííîå ïðîñòðàíñòâî. Åñëè âûäåëåíèå âñåãî ãðûæåâîãî ìåøêà çàòðóäíèòåëüíî èç-çà íàëè÷èÿ ñðàùåíèé, òî âûäåëÿþò è âñêðûâàþò òîëüêî åãî øåéêó, îñòàâëÿÿ òåëî è äíî ìåøêà íåòðîíóòûìè.

Ïîñëå óäàëåíèÿ ãðûæåâîãî ìåøêà ÿè÷êî ñ åãî îáîëî÷êîé âîçâðàùàþò â ìîøîíêó è ïðèñòóïàþò ê ïëàñòèêå ãðûæåâûõ âîðîò.

Ñïîñîá Ðó-Êðàñíîáàåâà. Âíà÷àëå â øåëêîâûé øîâ çàõâàòûâàþò íîæêè àïîíåâðîçà íàðóæíîé êîñîé ìûøöû ñ òàêèì ðàñ÷åòîì, ÷òîáû îñòàâøååñÿ îòâåðñòèå áûëî äîñòàòî÷íûì äëÿ ïðîõîæäåíèÿ ñåìåííîãî êàíàòèêà. Çàòåì îáðàçîâàâøóþñÿ âûøå øâà ñêëàäêó àïîíåâðîçà íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà ñøèâàþò åùå 2-3 øåëêîâûìè øâàìè.

Ó äåòåé ñî ñëàáûì àïîíåâðîçîì â ïàõîâîé îáëàñòè è øèðîêîì ïàõîâîì êîëüöå öåëåñîîáðàçíî ïðèìåíåíèå ïëàñòèêè ïàõîâîãî êàíàëà ïî ñïîñîáó Ðó-Îïïåëÿ. Ïðè ýòîì ìåòîäå òàêæå óêðåïëÿþò ïåðåäíþþ ñòåíêó ïàõîâîãî êàíàëà, íî â øâû çàõâàòûâàþò âìåñòå ñ àïîíåâðîçîì íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà ïîäëåæàùèå ìûøöû (âíóòðåííþþ êîñóþ è ïîïåðå÷íóþ).

Ñïîñîá Ìàðòûíîâà-Æèðàðà. Îòäåëüíûìè óçëîâûìè øåëêîâûìè øâàìè çàõâàòûâàþò âåðõíèé êðàé ðàññå÷åííîãî àïîíåðîçà íàðóæíîé êîñîé ìûøöû æèâîòà, ïîäëåæàùèå âíóòðåííþþ êîñóþ è ïîïåðå÷íûå ìûøöû è ïîäøèâàþò ê âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè ïóïàðòîâîé ñâÿçêè íàä ñåìåííûì êàíàòèêîì. Íèæíèé ëèñòîê àïîíåâðîçà êëàäóò ïîâåðõ ïîäøèòîãî è ôèêñèðóþò ê íåìó íåñêîëüêèìè øâàìè (êàê ïîëû ïàëüòî).

Ñïîñîá Áîáðîâà. Ïëàñòèêó ïðîèçâîäÿò îäíîñëîéíî — â øåëêîâûå óçëû çàõâàòûâàþò âåðõíèé ëèñòîê àïîíåâðîçà âìåñòå ñ ïîäëåæàùèìè ìûøöàìè è ïîäøèâàþò ê íèæíåìó ëîñêóòó ñ ïóïàðòîâîé ñâÿçêîé.

Ïðè îïåðàöèè ó äåâî÷åê íàðóæíîå îòâåðñòèå ïàõîâîãî êàíàëà ïîñëå èññå÷åíèÿ ãðûæåâîãî ìåøêà óøèâàþò íàãëóõî.

Îïåðàöèþ çàêàí÷èâàþò îðîøåíèåì ïîäêîæíîé êëåò÷àòêè ðàñòâîðîì àíòèáèîòèêîâ è ïîñëîéíûì óøèâàíèåì ðàíû. Íà êîæó íàêëàäûâàþò øåëêîâûå øâû.

Ëå÷åíèå óùåìëåííîé ïàõîâîé ãðûæè ñâîäèòñÿ ê ñðî÷íîé îïåðàöèè. Îäíàêî ñ÷èòàåòñÿ äîïóñòèìûì â ïåðâûå 8-12 ÷ ïîñëå óùåìëåíèÿ ó äåòåé îñëàáëåííûõ, íåäîíîøåííûõ èëè ïðè íàëè÷èè êàêîãî-ëèáî òåðàïåâòè÷åñêîãî ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íåîòëîæíîìó âìåøàòåëüñòâó ïðîâîäèòü êîìïëåêñ êîíñåðâàòèâíûõ ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà íåîïåðàòèâíîå âïðàâëåíèå ãðûæåâîãî âûïÿ÷èâàíèÿ. Ñ ýòîé öåëüþ áîëüíîãî ïîìåùàþò â òåïëóþ âàííó íà 10-15 ìèí ñòàâÿò ãðåëêó íà æèâîò, ââîäÿò ïàíòîïîí. Íàñèëüñòâåííîå âïðàâëåíèå ðóêàìè íå äîïóñêàåòñÿ. Íå ñëåäóåò ïûòàòüñÿ âïðàâèòü óùåìëåííóþ ãðûæó ó äåâî÷åê, òàê êàê ïåðåêðó÷åííûå, îòå÷íûå ïðèäàòêè, êîòîðûå îáû÷íî áûâàþò óùåìëåíû, êàê ïðàâèëî, âïðàâèòüñÿ íå ìîãóò. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êîíñåðâàòèâíîé òåðàïèè íå äîëæíà ïðåâûøàòü 1-1,5 ÷.  ñëó÷àå íåóñïåõà ïîêàçàíî ñðî÷íîå îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî. Îïåðàöèþ ïðîèçâîäÿò ïîä îáùèì îáåçáîëèâàíèåì.

Åñëè âî âðåìÿ îïåðàöèè óùåìëåííûå îðãàíû íå èçìåíåíû â ñâîåé îêðàñêå, èìåþò áëåñòÿùèé ñåðîçíûé ïîêðîâ, õîðîøî âûðàæåííóþ ïóëüñàöèþ ñîñóäîâ áðûæåéêè, òî èõ âïðàâëÿþò â áðþøíóþ ïîëîñòü è ïðîèçâîäÿò ïëàñòèêó ïàõîâîãî êàíàëà. Ïðè âûðàæåííûõ ðàññòðîéñòâàõ êðîâîîáðàùåíèÿ â ñîñóäàõ áðûæåéêè ðàíó ðàñøèðÿþò è íåæèçíåñïîñîáíûé îðãàí ïîäâåðãàþò ðåçåêöèè â ïðåäåëàõ çäîðîâûõ òêàíåé.

 ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå ïîêàçàíà ïîñòåïåííàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ïåðåâÿçêè, àíàëüãåòèêè.

Ðåöèäèâû, ìîãóò ñîñòàâëÿòü 3,8% è îáû÷íî ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì ïîãðåøíîñòè òåõíèêè ïðîâåäåíèÿ îïåðàöèè.

Ëèòåðàòóðà

ïàõîâûé ãðûæà ðåáåíîê

1. Èñàêîâ Þ.Ô., Ñòåïàíîâ Ç.À., Êðàñîâñêàÿ Ò.Â. Àáäîìèíàëüíàÿ õèðóðãèÿ ó äåòåé. Ì 1988; 34-38.

2. Äîëåöêèé Ñ.ß., Îêóëîâ À.Á. Ïàõîâûå ãðûæè ó äåòåé. Õèðóðãèÿ 1978; 10: 55-63.

3. Äîëåöêèé Ñ.ß. Óùåìëåííûå ïàõîâûå ãðûæè ó äåòåé. Ì 1952.

4. Àøêðàôò Ê.Õ., Õîëäåð Ò.Ì. Äåòñêàÿ õèðóðãèÿ. Ò.2. Ñò-Ïåòåðáóðã 1997; 257-260.

5. Òîñêèí Ê.Ä., Æåáðîâñêèé Â.Â. Ãðûæè áðþøíîé ñòåíêè. Ì 1990; 143-145.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник