Актуальность темы грыжи живота

Основные вопросы темы:

1. Понятие — «Грыжа».

2. Клиника абдоминальных грыж.

3. Способы диагностики и дифференциальной диагностики.

4. принципы лечения абдоминальных грыж.

5. Способы оперативного лечения.

Вопросы контроля исходного уровня:

1. Анатомия, физиология, функция передней брюшной стенки.

2. Локализация «слабых» мет передней брюшной стенки.

3. Определение понятия «Грыжа».

4. Составные части истинных и ложных грыж.

5. Строение пахового и его образование в элеобриогенезе.

Актуальность проблемы.
Распространенность больных с грыжами среди населения нашей страны составляет 3-4%, из них 70-75% составляют больные с паховыми грыжами. Соответственно на другие виды грыж приходится 25-30%.

Грыжесечение – операция, которая занимает второе место в хирургических стационарах после аппепдэктомии.

В настоящее время предложено более 300 способов оперативного лечения только паховых грыж, но на этом фоне результаты лечения оставляют желать лучшего, а частота рецидивов в ближайшем и отдаленном послеоперационных периодах составляет 5,4-42,5% в зависимости от вида грыжи. Конечно, гораздо хуже результаты лечения у больных с рецидивными грыжами. Исходя из вышеизложенного видно, что своевременное и полноценное лечение этого контингента больных позволит улучшить результаты санации данной патологии.

Этиология и патогенез.

По этиологии различают врожденные и приобретенные грыжи.

На развитие последних влияют:

1. Повышение внутрибрюшного давления.

2. Состояние тканей передней брюшной стенки.

3. Репаративные способности организма больного.

4. Врожденные дефекты развития брюшной стенки и, целый ряд других факторов может способствовать развитию грыжи.

На фоне снижения репаративных способностей макроорганизма, ухудшения трофики и эластичности тканей брюшной стенки, повышение внутрибрюшного давления приводит к дополнительной нагрузке на нее, особенно в зоне «слабых» мест. Слабые места представлены в большинстве своем апоневрозами мышц. В отличие от мышечной ткани, отличающейся растяжимостью и эластичностью, соединительная ткань более статична. Поэтому при сильной одномоментной нагрузке или длительной, но менее сильной возможно расслаивание апоневроза и появление в нем дефектов -щелей, которые являются грыжевыми воротами.

Париетальная брюшина эластична и растяжима и при повышении внутрибрюшного давления, но при отсутствии сопротивления со стороны тканей брюшной стенки она инвагинируется в грыжевые ворота, образуя грыжевой мешок. Те органы, которые находятся в грыжевом мешке, являются грыжевым содержимым. С течением времени грыжевые ворота могут увеличиваться в размерах, соответственно увеличиваются и размеры грыжи. Между грыжевым мешком и грыжевым содержимым могут образовываться спайки. Грыжа может стать невправимой.

Одной из стенок грыжевого мешка может быть стенка органа не со всех сторон покрытого брюшиной (мочевой пузырь, слепая кишка, нижний отдел сигмовидной кишки). Это скользящие грыжи. Наиболее частые из них мочепузырные. Они бывают полными, когда одна из стенок чаще внутренняя, представлена мочевым пузырем, и неполными, когда стенка мочевого пузыря находится в нижнем, нередко шеечном отделе грыжевого мешка. Это представляет опасность при обработке грыжевого мешка, т.к. при его отсечении может быть поврежден прилежащий орган.

Классификация наружных брюшных грыж.

Грыжи могут быть истинными и ложными. При ложных грыжах отсутствует грыжевой мешок. По локализации:

1. Паховые.

2. Бедренные.

3. Пупочные.

4. Грыжи белой линии живота.

5. Грыжа редких локализаций (спигелевой линии, поясничные, седалищные, запирательные),

6. Диафрагмальные.

Грыжи могут быть одиночными и множественными, односторонними и двусторонними.

По клиническому течению:

1. Вправимые.

2. Невправимые.

3. Ущемленные

Наиболее частые по локализации – паховые грыжи.

Паховые грыжи бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные паховые грыжи характеризуются тем, что элементы семенного канатика и яичко сообщаются с брюшной полостью. Это связано с тем, что после опускания яичка в месте его вхождения не происходит восстановление брюшины с образованием на брюшной стенке латеральной ямки, а сохраняется свободное сообщение со свободной брюшной полостью, через которое в мошонку могут свободно внедряться сальник или кишечник. Грыжи эти всегда паховомошоночные. Грыжевым мешком им служат оболочки семенного канатика и яичка, являющиеся брюшинным отростком. Особенностью операции при этих грыжах является наложение кисетного шва во внутренних грыжевых воротах для устранения сообщения с брюной полостью и выполнение операции Винкельмана – выворачивание рассеченной наружной оболочки яичка и сшивание ее позади него.

Паховые грыжи в зависимости от отношения к семенному канатику и локализации грыжевых ворот делятся на косые и прямые .

Косые паховые грыжи внедряются через латеральную ямку и спускаются снаружи – сверху и кнутри – вниз по ходу семенного канатика у мужчин и вдоль круглой связки матки – женщин.

Грыжа имеет овоидную форму и тенденцию к опусканию в мошонку или большую половую губу. При пальцевом исследовании через наружное паховое кольцо «кашлевой толчок» ощущается кончиком пальца.

Прямая паховая грыжа чаще развивается у пожилых ослабленных больных, у ослабленные тяжелой болезнью больных с субатрофичной или атрофичной брюшной стенкой. Поэтому она еще называется анатомической

Клиника и течение.

В зоне локализации грыжи отмечается опухолевидное образование, иногда больной отмечает, что в положении «лежа» опухоль исчезает, возможно, ощущение «урчания» в зоне выпячивания.

Другой клинической симптоматики может не быть длительное время.

В то же время клиника будет зависеть от того, какие органы входят в состав грыжевого содержимого, насколько нарушается функция органов находящихся в грыжевом мешке.

С течением времени размеры могут увеличиваться, грыжа из вправимой стать невправимой, клинические проявления прогрессировать, нарастать расстройства функции органов входящих в состав грыжевого содержимого.

Диагноз и дифференциальный диагноз.

Симптомы и обследование.

1. Наличие выпячивания на передней брюшной стенке.

2. Выпячивание вправимое или невправимое.

3. «Кашлевой толчок».

4. Перкуссия и аускультация в зоне грыжевого выпячивания.

5. Боли в зоне выпячивания при натуживании (множественные маленькие грыжи вызывают больше страданий, чем большие).

6. Общая симптоматика недомогания, слабость.

7. Расстройства со стороны органов пищеварения и мочеиспускания.

8. R — логическое исследование

Дифференциальный диагноз с эвентрацией, пролапсом и выпячиванием внутренностей наружу, увеличенными лимфатическими узлами, опухолевидными образованиями в подкожной клетчатке, варикоцелле, водянки яичника.

Тактика хирурга — оперативное лечение.

Обеспечение операции:

1. Наркоз.

2. Предоперационная подготовка.

3. Операция грыжесечение (обоснование пластики грыжевых ворот).

4 Послеоперационное ведение.

Способы пластики грыжевых ворот:

1. При паховых грыжах:

а) передней стенки

б) задней стенки

в) одномоментно передней и задней стенки.

2. При пупочных грыжах.

3. При бедренных грыжах.

4 При грыжах белой линии живота и другой локализации.

Пластика паховых грыж по А.И.Корабельникову.

Способ одномоментной пластики передней и задней стенки пахового канала осуществляется следующим образом. Рассекают апоневроз наружной косой мышцы. Грыжевой мешок выделяют и отсекают обычным способом.

Отступая на 1,7-2,0 см от бугорка лонной кости, прошивают медиальный лоскут апоневроза швом Кимбаровского и нить проводят над семенным канатиком. Затем захватывают в шов надкостницу лонного бугорка. Не завязывая, перекрещивают и натягивают нить, образуя наружное отверстие пахового канала, которое должно пропускать кончик указательного пальца.

При этом меняется направление пахового канала вследствие изменения расположения наружного пахового кольца.

Нароужное паховое кольцо смещаетя медиальнее и изменяется его структура. Верхняя полуокружность наружного пахового кольца образована удвоенным апоневрозом наружной косой мышцы с заключенными в нем внутренней косой и поперечной мышцами. Нижний сегмент наружного пахового кольца представляет собой не пупартову связку, а неподдатливое костное образование – лонный бугорок.

Затем, отступая на 0,8-1,0 см, накладывают на медиальный лоскут апоневроза наружной косой мышцы второй шов Кимбаровского и этой же нитью подшивают куперову, а затем и пупартову связку. Шов не затягивают.

Затем накладывают третий шов Кимбаровского на медиальный лоскут апоневроза наружной косой мышцы, отступая от предыдущего шва на 0,8-1,0 см и тоже подшивают куперову и пупартову связки. Шов не затягивают.

При этом меняертся направление пахового канала. Паховый канал идет более медиально, задняя стенка его в верхней трети и в средней трети – как обычно поперечная фасция, но в нижней половине направление пахового канала меняется на протяжении 2,5-3,0 см. паховый канал, идя как обычно сверху вниз и сзади наперед, в нижней половине теперь меняет направление, поворачивает кзади.

Это происходит потому, что вторым и третьим швом Кимбаровского сшивают апоневроз наружной косой мышцы с куперовой и пупартовой связками. Так как куперова связка лежит на 2-3 см кзади от уровня пупартовой связки и мышечно-апневротической платины, то при сшивании их вместе образуется изгиб пахового канала вследствие опускания кзади его передней стенки на 2-3 см.

Огибая эти два шва, паховый канал затем вновь меняет направление. Теперь он резко поворачивает кпереди и в нижней его трети задней стенкой пахового канала является лонная кость, т.е. изменяется анатомия пахового канала.

До операции:

Передняя стенка пахового канала – апоневроз наружной косой мышцы, задняя стенка пахового канала – поперечная фасция живота; верхняя – свободный край внутренней косой и поперечной мышц живота; нижняя – пупартова связка (паховый канал идет сзади наперед и сверху вниз и проходит через слои брюшной стенки, его внутреннее отверстие прикрыто слабыми волокнами внутренней косой и поперечной мышцы, наружное колько образовано расходящимися ножками апоневроза наружной косой мышцы и пупартовой связкой).

После операции анатомическая картина следующая:

Передняя стенка пахового канала – удвоенный апоневроз наружной косой мышцы живота с заключенными в нем внутренней косой и поперечной мышцами.

Задняя стенка пахового канала в верхней и средней трети – поперечная фасция, а в нижней трети – лонный бугорок.

Внутренее отверстие прикрыто удвоенным апоневрозом наружной косой мышцы, а также блее мощными волокнами внутренней косой и поперечной мышцы.

Наружное кольцо пахового канала образовано с нижней стороны костью (лонный бугорок), а с верхней стороны – удвоенным апоневрозом
наружной косой мышцы с заключенными в нем внутренней косой и поперечной мышцами.

Кроме изменения анатомии пахового канала при сшивании куперовой и пупартовой связок с передней стенкой пахового канала (поверх семенного канатика), сужаются и закрываются ворота бедренного канала.

Дальше накладывают 4-5 швов Кимбаровского на медиальный лоскут апоневроза наружной косой мышцы и подшивают его к пупартовой связке в шахматном порядке.

Завязывают все швы, подшивают латеральный лоскут апоневроза наружной косой мышцы по способу жерара и производят сшивание кожи.

Источник

(Hernia abdominalis ventralis)

Читайте также:  Какая зарядка при грыже в спине

Код по МКБ 10

К40-46 Грыжи

К40 Паховая грыжа

К41 Бедренная грыжа

К42 Пупочная грыжа

К43 Грыжа передней брюшной стенки

К44 Диафрагмальная грыжа

К45 Другие грыжи брюшной полости

К46 Грыжи брюшной полости – неуточнённая

Актуальность темы

Грыжи брюшной стенки являются распространенной хирургической патологией. Традиционно с операций грыжесечения начинают свой путь молодые хирурги, но, при кажущейся простоте, пластика брюшной стенки после грыжесечения остается трудным разделом хирургии. Об этом свидетельствует относительно высокая частота рецидивов.

Цель

Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику, дифференциальную диагностику и лечение наружных брюшных грыж.

Задачи

Понимать: этиологию и патогенез заболевания, механизм развития осложнений грыж, взаимосвязь клинической симптоматики с патоморфологическими и функциональными изменениями.

Знать: предрасполагающие и производящие факторы, основные элементы грыжи, клиническую анатомию передней брюшной стенки, пахового канала, наружного и внутреннего бедренного кольца, классификацию грыж, клиническую симптоматику и стадии грыж, принципы лечения неосложненных грыж, осложнения грыж (невправление, ущемление, воспаление, копростаз), клинику осложнений грыж, их диагностику и принципы лечения; виды паховых, бедренных, пупочных грыж и грыжи белой линии живота, особенности клиники и течения, дифференциальная диагностика и методы хирургического лечения.

Уметь: выявлять этиологические факторы, обследовать больного с грыжей, правильно интерпретировать результаты субъективного, объективного, лабораторного, рентгенологического исследования, обосновывать диагноз и проводить дифференциальный диагноз, определять тактику и лечение, ассистировать на операциях, вести больного в пред- и послеоперационном периоде, заполнять историю болезни.

Программные вопросы

Грыжи живота. Определение понятия. Элементы грыжи живота. Классификация грыж по происхождению, локализации, течению.

Частота грыж передней брюшной стенки. Этиология и патогенез. Общая симптоматика грыж. Диагностика. Принципы хирургического лечения. Основные этапы операции грыжесечения. Противопоказания к операции. Профилактика осложнений грыж.

Осложнения грыж: воспаление, невправимость, копростаз, ущемление. Клиника, диагностика, лечение.

Ущемлённая грыжа. Определение понятия. Механизм калового и эластического ущемления. Патологоанатомические изменения в ущемлённом органе. Виды ущемления: ретроградное, пристеночное. Клиника ущемлённой грыжи. Диагностика и дифференциальная диагностика. Хирургическое лечение ущемлённых грыж. Особенности оперативной техники; определение жиснеспособности ущемлённой петли кишки. Лечебная тактика при сомнительном диагнозе, при самопроизвольном и насильственном вправлении ущемлённой грыжи. Мнимое вправление. Ложное ущемление.

Грыжи белой линии живота. Анатомические предпосылки для образования грыжи. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы операций.

Пупочные грыжи. Анатомические предпосылки для образования грыжи. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Хирургическое лечение: операции Лексера, Мейо, Сапежко. Особенности лечения пупочных грыж в детском возрасте.

Паховые грыжи. Прямая и косая паховые грыжи (анатомические и клинические развития). Врожденная и скользящая паховые грыжи. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика паховых грыж. Методы операций: пластика передней и задней стенок пахового канала (Бассини, Кукуджанова, Мак-Вея-Венгловского). Пластика синтетической сеткой, видеоскопические операции. Особенности оперативного вмешательства при врождённой и скользящей паховых грыж.

Бедренные грыжи. Анатомия бедренного канала. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы операций: Бассини, Руджи.

Послеоперационные грыжи. Причины развития. Клиника, диагностика. Методы операций. Причины рецидива послеоперационных грыж. Хирургическое лечение.

Контрольные вопросы по смежным дисциплинам, изучаемым на предшествующих курсах

· Клиническая анатомия передней брюшной стенки.

· Топографическая анатомия пахового канала.

· Топографическая анатомия наружного и внутреннего бедренного кольца.

· Анатомия пупочной области.

· Анатомия белой линии живота.

· Анатомия брюшины.

Логическая структура и содержание

Учебного материала

· Грыжи. Понятия. Элементы грыж.

· Предрасполагающие и производящие факторы, врожденные и приобретенные грыжи.

· Классификация грыж (по анатомическим признакам, по особенностьям патогенеза).

· Симптоматика неосложненных грыж.

· Осложнения грыж (ущемление, невправление, копростаз, воспаление).

· Клиническая картина осложненных грыж, их виды.

· Принципы лечения неосложненных грыж.

· Принципы лечения осложненных грыж.

· Паховые грыжи. Клиническая анатомия. Классификация Клиника. Стадии грыж. Диагностика.

· Клинические различия врожденных и приобретенных грыж.

· Клинические различия косых и прямых грыж.

· Дифференциальная диагностика.

· Методы хирургического лечения.

Источник

Èñòîðèÿ ó÷åíèÿ î ãðûæàõ æèâîòà. Ýòèîëîãèÿ, ïàòîãåíåç, êëàññèôèêàöèÿ, êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è äèàãíîñòèêà íàðóæíûõ è âíóòðåííèõ ãðûæ. Ðàññìîòðåíèå îáùèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ îáðàçîâàíèþ ãðûæè. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ïðèîáðåòåííûõ ñêîëüçÿùèõ ãðûæ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎÇÄÐÀÂÎÎÕÐÀÍÅÍÈßÐÅÑÏÓÁËÈÊÈÓÇÁÅÊÈÑÒÀÍ

ÒÀØÊÅÍÒÑÊÈÉÏÅÄÈÀÒÐÈ×ÅÑÊÈÉÌÅÄÈÖÈÍÑÊÈÉÈÍÑÒÈÒÓÒ

Êàôåäðà Õèðóðãè÷åñêèå áîëåçíè ñ ÂÏÕ

ËÅÊÖÈß

ÒÅÌÀ:«Ãðûæèæèâîòà»

ÒÀØÊÅÍÒ2007

Ëåêöèÿïîñâÿùåíà:äëÿ ñòóäåíòîâ 4 êóðñà ïåäèàòðè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà

Îáîñíîâàíèåòåìû:Âî ìíîãèõ êëèíèêàõ íàøåé ñòðàíû åùå ñîõðàíåíà òðàäèöèÿ íà÷èíàòü èçëîæåíèå ÷àñòíîé õèðóðãèè ñ ó÷åíèÿ î ãðûæàõ. Ýòà òðàäèöèÿ íåñåò âàæíåéøèå ýëåìåíòû êëàññè÷åñêîé õèðóðãèè ñûãðàëà áîëüøóþ ðîëü â ïîäãîòîâêå ìíîãèõ ïîêîëåíèé çàìå÷àòåëüíûõ õèðóðãîâ. Ñîâðåìåííàÿ ãåðíèîëîãèÿ âîîðóæåíà òî÷íûìè àíàòîìè÷åñêèìè ñâåäåíèÿìè è îãðîìíûì ïðàêòè÷åñêèì îïûòîì. Õîðîøî èçó÷åíû ýòèîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû ãðûæè, ïðîèçâåäåí êðèòè÷åñêèé àíàëèç ìíîæåñòâà ñïîñîáîâ îïåðàöèé. Îäíàêî äîñòèãíóòîå íå ñíèæàåò àêòóàëüíîñòè. Åæåãîäíî â ñòðàíå ïðîèçâîäÿò òûñÿ÷è ðàçíîîáðàçíûõ ãðûæåñå÷åíèé, è íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ìû íå ìîæåì ñêàçàòü, ÷òî ðåçóëüòàòû ýòèõ îïåðàöèé íàñ ïîëíîñòüþ óäîâëåòâîðÿþò.

Öåëüëåêöèè: Îçíàêîìèòü ñòóäåíòîâ èñòîðèè ó÷åíèÿ î ãðûæàõ, ýòèîëîãèè è ïàòîãåíåçå îáðàçîâàíèþ ãðûæ, ðàçîáðàòü îáùèå ôàêòîðû îáðàçîâàíèÿ ãðûæ, ñèìïòîìàòèêó è îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ ãðûæ.

Âîñïèòàòåëüíûåöåëè: Îçíàêîìèòü ñòóäåíòîâ è íàó÷èòü ïðàâèëüíîìó îáùåíèþ ñ áîëüíûìè ãðûæàìè áðþøíîé ñòåíêè, à òàêæå óìåíèþ ðàçëè÷àòü ðàçëè÷íûå âèäû ãðûæ ñ ñîáëþäåíèåì ìåäèöèíñêîé ýòèêè è ÷åëîâå÷åñêèõ íîðì.

Çàäà÷èëåêöèè: Îçíàêîìèòü ñòóäåíòîâ ñ èñòîðè÷åñêèìè äàííûìè ðàçâèòèÿ ó÷åíèÿ î ãðûæàõ, ñ òðóäàìè ó÷åííûõ âíåñøèõ áîëüøîé âêëàä â ðàçâèòèå ãåðíèîëîãèè. Îçíàêîìèòü ñ ýòèîëîãèåé, ïàòîãåíåçîì, êëàññèôèêàöèåé, êëèíèêîé, äèàãíîñòèêîé ãðûæ. Îçíàêîìèòü ìåòîäàì ïðåä- è ïîñëåîïåðàöèîííîãî âåäåíèÿ áîëüíûõ, ìåòîäàì ëå÷åíèÿ ýòèõ áîëüíûõ.

Âîïðîñû,ïîäëåæàùèåðàçáîðóñóêàçàíèåìâðåìåíè,îòâåäåííîãîíàâîïðîñ:

1. Èñòîðè÷åñêèå äàííûå — 5 ìèí

2. Îáùèå äàííûå (îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ) — 10 ìèí

3. Êëàññèôèêàöèÿ. Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç — 10 ìèí

4. Îáùèå ôàêòîðû îáðàçîâàíèÿ ãðûæ — 20 ìèí

5. Ñèìïòîìàòèêà è îáùèå ïðèíöèïû ëå÷åíèÿ — 45 ìèí

Âîïðîñûêàóäèòîðèèäëÿóñòàíîâêèîáðàòíîéñâÿçè:

1. Äàéòå îïðåäåëåíèå ïîíÿòèþ “ãðûæà”

2. Èç êàêèõ ýëåìåíòîâ ñîñòîèò ãðûæà

3. Êàêèå îðãàí íàèáîëåå ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ ýëåìåíòîì ãðûæåâîãî ñîäåðæèìîãî

4. ×òî îòíîñèòñÿ ê ïðåäðàñïîëàãàþùèì ôàêòîðàì îáðàçîâàíèÿ ãðûæ

5. ×òî òàêîå ñêîëüçÿùàÿ ãðûæà

Ãðûæåé (hernia) íàçûâàþò âûõîæäåíèå âíóòðåííîñòåé ÷åðåç åñòåñòâåííûå èëè ïàòîëîãè÷åñêèå îòâåðñòèÿ èç ïîëîñòè,íîðìàëüíî çàíèìàåìîé èìè, ïîä ïîêðîâû òåëà èëè â äðóãóþ ïîëîñòü.

Ðàçëè÷àþò íàðóæíûå è âíóòðåííèå ãðûæè æèâîòà.

Íàðóæíûåãðûæèæèâîòà — ýòî âûõîæäåíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ âìåñòå ñ ïàðèåòàëüíîé áðþøèíîé èç áðþøíîé ïîëîñòè ÷åðåç åñòåñòâåííûå èëè èñêóññòâåííûå îòâåðñòèÿ áðþøíîé ñòåíêè ïîäêîæíóþ êëåò÷àòêó ïðè ñîõðàíåíèè êîæíûõ ïîêðîâîâ.

Âíóòðåííèåãðûæèæèâîòà îáðàçóþòñÿ âíóòðè ïîëîñòè áðþøèíû ïðè ïðîíèêíîâåíèè âíóòðåííîñòåé â êàðìàíû áðþøèíû.

 îòëè÷èå îò íàðóæíîé ãðûæè æèâîòà ïðè ýâåíòðàöèè ïðîèñõîäèò âûõîæäåíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ áåç ïàðèåòàëüíîé áðþøèíû ÷åðåç ïîâðåæäåííóþ áðþøíóþ ñòåíêó ïîä êîæó (ïîäêîæíàÿ ýâåíòðàöèÿ) èëè íàðóæó (íàðóæíàÿ ýâåíòðàöèÿ).

Âûïàäåíèåì âíóòðåííîñòåé íàçûâàþò âûõîæäåíèå îðãàíà íàðóæó ÷åðåç åñòåñòâåííîå îòâåðñòèå (íàïðèìåð, âûïàäåíèå ïðÿìîé êèøêè, ìàòêè).

ÍÀÐÓÆÍÛÅ ÃÐÛÆÈ ÆÈÂÎÒÀ

Íàðóæíàÿ ãðûæà æèâîòà — ÷àñòîå çàáîëåâàíèå, ãðûæåíîñèòåëè ñîñòàâëÿþò 3—4% âñåãî íàñåëåíèÿ. Ãðûæà îãðàíè÷èâàåò òðóäîñïîñîáíîñòü ãðûæåíîñèòåëÿ, ïðåäñòàâëÿåò îïàñíîñòü äëÿ æèçíè áîëüíîãî èç-çà âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé (óùåìëåíèå, âîñïàëåíèå).

Ýëåìåíòû íàðóæíîé ãðûæè æèâîòà: ãðûæåâûå âîðîòà, ãðûæåâîé ìåøîê, ñîäåðæèìîå ãðûæè, îáîëî÷êè ãðûæè.

Ãðûæåâûå âîðîòà ïðåäñòàâëÿþò ñëàáûå ìåñòà â ìûøå÷íî-àïîíåâðîòè÷åñêîé ñòåíêå æèâîòà, ÷åðåç êîòîðûå âíóòðåííèå îðãàíû ñ ïàðèåòàëüíîé áðþøèíîé âûõîäÿò èç áðþøíîé ïîëîñòè. Òàêèìè ñëàáûìè ìåñòàìè ìîãóò áûòü åñòåñòâåííûå êàíàëû èëè ùåëè, ïðîõîäÿùèå â òîëùå áðþøíîé ñòåíêè ïàõîâûé êàíàë, áåäðåííûé êàíàë, ïóïî÷íûé êàíàë, ùåëè ìåæäó àïîíåâðîòè÷åñêèìè âîëîêíàìè, îáðàçóþùèìè áåëóþ ëèíèþ æèâîòà, ïîëóëóííóþ ëèíèþ, çàïèðàòåëüíîå îòâåðñòèå, ñåäàëèùíûå îòâåðñòèÿ Ãðûæåâûå âîðîòà ìîãóò áûòü äåôåêòîì â ìûøå÷íî-àïîíåâðîòè÷åñêîì ñëîå èëè êàíàëîì, êîòîðûé âêëþ÷àåò ãëóáîêîå îòâåðñòèå, íåïîñðåäñòâåííî ñàì êàíàë è íàðóæíîå èëè ïîâåðõíîñòíîå îòâåðñòèå.

Ãðûæåâûé ìåøîê ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âûïÿ÷èâàíèå ïàðèåòàëüíîé áðþøèíû ÷åðåç ãðûæåâûå âîðîòà.  ãðûæåâîì ìåøêå ðàçëè÷àþò óñòüå, øåéêó, òåëî è äíî. Óñòüåì íàçûâàåòñÿ ÷àñòü ãðûæåâîãî ìåøêà, êîòîðàÿ ãðàíè÷èò ñ áðþøíîé ïîëîñòüþ.

Øåéêîé ãðûæåâîãî ìåøêà íàçûâàåòñÿ óçêèé îòäåë ãðûæåâîãî ìåøêà, íàõîäÿùèéñÿ â òîëùå áðþøíîé ñòåíêè — â ãðûæåâûõ âîðîòàõ. Òåëî ãðûæåâîãî ìåøêà — ñàìàÿ áîëüøàÿ åãî ÷àñòü. Äèñòàëüíûé îòäåë ãðûæåâîãî ìåøêà íàçûâàþò äíîì.

Ãðûæåâîé ìåøîê ìîæåò áûòü îäíîïîëîñòíûì, äâóõ-, òðåõ- è èíîãäà ìíîãîïîëîñòíûì.

Ïðè óâåëè÷åíèè ãðûæè â ðåçóëüòàòå òðàâìû è âîñïàëåíèÿ âíóòðè ãðûæåâîãî ìåøêà îáðàçóþòñÿ ñïàéêè è äèâåðòèêóëû, ÷òî ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü óùåìëåíèþ ñîäåðæèìîãî ãðûæè â îäíîé èç ïîëîñòåé (êàìåð) ãðûæåâîãî ìåøêà. Ïîëíàÿ ïåðåãîðîäêà ãðûæåâîãî ìåøêà ñ èçîëÿöèåé îäíîãî ñåãìåíòà ìîæåò ïðèâåñòè ê ôîðìèðîâàíèþ êèñòû ãðûæåâîãî ìåøêà.

Ñîäåðæèìîå ãðûæåâîãî ìåøêà — âíóòðåííèå îðãàíû, âûøåäøèå â ãðûæåâîé ìåøîê. Ëþáîé îðãàí áðþøíîé ïîëîñòè (êðîìå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû) ìîæåò áûòü ñîäåðæèìûì ãðûæåâîãî ìåøêà ×àùå ãðûæåâîé ìåøîê ñîäåðæèò íàèáîëåå ïîäâèæíûå îðãàíû áðþøíîé ïîëîñòè: áîëüøîé ñàëüíèê, òîíêóþ êèøêó.

Êëàññèôèêàöèÿíàðóæíûõãðûæ.

Ïî ïðîèñõîæäåíèþ ðàçëè÷àþò âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå ãðûæè. Ïðèîáðåòåííûå ãðûæè äåëÿò íà ãðûæè îò óñèëèÿ (âñëåäñòâèå ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ), ãðûæè îò ñëàáîñòè (ó ïîæèëûõ ëþäåé ïðè àòðîôèè ìûøö, óìåíüøåíèè ýëàñòè÷íîñòè áðþøíîé ñòåíêè), ïîñëåîïåðàöèîííûå, òðàâìàòè÷åñêèå èñêóññòâåííûå

 çàâèñèìîñòè îò àíàòîìè÷åñêîãî ðàñïîëîæåíèÿ ãðûæ ðàçëè÷àþò ïàõîâûå, áåäðåííûå, ïóïî÷íûå, ýïèãàñòðàëüíûå, ìå÷åâèäíîãî îòðîñòêà, áîêîâûå ãðûæè æèâîòà, ïîÿñíè÷íûå, ñåäàëèùíûå, çàïèðàòåëüíîãî îòâåðñòèÿ, ïðîìåæíîñòíûå.

Ïî êëèíè÷åñêîìó òå÷åíèþ â çàâèñèìîñòè îò ñîñòîÿíèÿ âõîäÿùèõ â ãðûæó âíóòðåííîñòåé ðàçäåëÿþ! ãðûæè íà âïðàâèìûå, íåâïðàâèìûå, ãðûæè ñ ÿâëåíèÿìè êîïðîñòàçà, ãðûæè ñ ÿâëåíèÿìè óùåìëåíèÿ, ãðûæè ñ ÿâëåíèÿìè âîñïàëåíèÿ.

Ýòèîëîãèÿèïàòîãåíåç: Íàèáîëüøåå ÷èñëî áîëüíûõ ñ ãðûæàìè áûâàåò ñðåäè äåòåé â âîçðàñòå äî 1 ãîäà, çàòåì ÷èñëî áîëüíûõ ïîñòåïåííî óìåíüøàåòñÿ äî 10-ëåòíåãî âîçðàñòà, ïîñëå ýòîãî ñíîâà óâåëè÷èâàåòñÿ è ê 30-40 ãîäàì äîñòèãàåò ìàêñèìóìà  ïîæèëîì è ñòàð÷åñêîì âîçðàñòå òàêæå îòìå÷åíî óâåëè÷åíèå ÷èñëà áîëüíûõ ñ ãðûæàìè æèâîòà.

Íàèáîëåå ÷àñòî íàáëþäàþòñÿ ïàõîâûå ãðûæè (75%), çàòåì áåäðåííûå (8%), ïóïî÷íûå (4%), ïîñëåîïåðàöèîííûå (12%) ãðûæè, 1% ñîñòàâëÿþò âñå ïðî÷èå ôîðìû ãðûæ. Ó ìóæ÷èí ÷àùå áûâàþò ïàõîâûå ãðûæè, ó æåíùèí — áåäðåííûå è ïóïî÷íûå.

 ïðîèñõîæäåíèè ãðûæ èìåþò çíà÷åíèå ìíîãèå ôàêòîðû, êàê ìåñòíûå, òàê è îáùèå.

Ìåñòíûå ôàêòîðû: îñîáåííîñòè àíàòîìè÷åñêîãî ñòðîåíèÿ îáëàñòè âûõîæäåíèÿ ãðûæè. Ê íèì îòíîñÿò ïàõîâûé êàíàë, ÷åðåç êîòîðûé ó ìóæ÷èí ïðîõîäèò ñåìåííîé êàíàòèê, áåäðåííûé êàíàë, ÷åðåç êîòîðûé ïðîõîäÿò áåäðåííûå ñîñóäû, îáëàñòü ïóïêà è áåëîé ëèíèè æèâîòà, ãäå èìåþòñÿ ñâîáîäíûå îò ìûøö ïðîìåæóòêè.

Îáùèå ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå îáðàçîâàíèþ ãðûæè, ðàçäåëÿþò íà ïðåäðàñïîëàãàþùèå è ïðîèçâîäÿùèå.

Ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû: íàñëåäñòâåííîñòü, âîçðàñò (ñëàáàÿ áðþøíàÿ ñòåíêà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè, àòðîôèÿ òêàíåé áðþøíîé ñòåíêè ó ñòàðûõ ëþäåé), ïîë (îñîáåííîñòè ñòðîåíèÿ òàçà è áîëüøèå ðàçìåðû áåäðåííîãî êîëüöà ó æåíùèí, áîëüøàÿ ñëàáîñòü ïàõîâîé îáëàñòè ó ìóæ÷èí), îñîáåííîñòè òåëîñëîæåíèÿ, ñòåïåíü óïèòàííîñòè (áûñòðîå ïîõóäàíèå), ÷àñòûå ðîäû, òðàâìà áðþøíîé ñòåíêè, ïîñëåîïåðàöèîííûå ðóáöû, ïàðàëè÷ íåðâîâ, èííåðâèðóþùèõ áðþøíóþ ñòåíêó.

Ïåðå÷èñëåííûå ôàêòîðû ñïîñîáñòâóþò ìåñòíîìó îñëàáëåíèþ áðþøíîé ñòåíêè.

Ïðîèçâîäÿùèå ôàêòîðû — ôàêòîðû, âûçûâàþùèå ïîâûøåíèå âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ: òÿæåëûé ôèçè÷åñêèé òðóä, òðóäíûå ðîäû, çàòðóäíåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ (àäåíîìà ïðåäñòàòåëüíîé æåëåçû, ôèìîç, ñòðèêòóðû óðåòðû), çàïîðû, äëèòåëüíûé êàøåëü (òóáåðêóëåç, õðîíè÷åñêèé áðîíõèò). Óñèëèå, ñïîñîáñòâóþùåå ïîâûøåíèþ âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ, ìîæåò áûòü åäèíñòâåííûì è âíåçàïíûì (òÿæåëàÿ ðàáîòà, ïîäúåì òÿæåñòè) èëè ÷àñòî ïîâòîðÿþùèìñÿ è ìèíèìàëüíûì (êàøåëü).

Ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ãðûæ ðàçëè÷åí â çàâèñèìîñòè îò ïðîèñõîæäåíèÿ ãðûæè (âðîæäåííàÿ èëè ïðèîáðåòåííàÿ). Ïðè÷èíîé îáðàçîâàíèÿ âðîæäåííîé ãðûæè ÿâëÿåòñÿ íåäîðàçâèòèå áðþøíîé ñòåíêè âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå (ýìáðèîíàëüíûå ïóïî÷íûå ãðûæè, ãðûæà ïóïî÷íîãî êàíàòèêà), íåçàðàùåíèå áðþøèííî-ïàõîâîãî îòðîñòêà.

Ãðûæåâûå âîðîòà è ãðûæåâîé ìåøîê ôîðìèðóþòñÿ âíà÷àëå, à çàòåì â ðåçóëüòàòå ôèçè÷åñêîãî óñèëèÿ âíóòðåííèå îðãàíû ïðîíèêàþò â ãðûæåâîé ìåøîê.

Ïðè ïðèîáðåòåííûõ ãðûæàõ âíóòðåííèå îðãàíû âûõîäÿò íà óðîâíå ãðûæåâûõ âîðîò è ïðîíèêàþò äàëåå ÷àùå âñåãî ïî õîäó ñîñóäèñòîãî ïó÷êà èëè îðãàíà (áåäðåííûé êàíàë, ïàõîâûé êàíàë). Ïîä âëèÿíèåì ïîâûøåííîãî âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ âíóòðåííèå îðãàíû ðàçäâèãàþò âïåðåäè ñåáÿ ñëîè áðþøíîé ñòåíêè. Ãðûæåâîé ìåøîê ôîðìèðóåòñÿ ïîñðåäñòâîì ðàñòÿæåíèÿ è ïðîãðåññèðóþùåãî âûïÿ÷èâàíèÿ ïàðèåòàëüíîé áðþøèíû.

Êëèíèêàèäèàãíîñòèêà: Îñíîâíûìè ñèìïòîìàìè çàáîëåâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ áîëü â îáëàñòè ãðûæè è â æèâîòå, íàëè÷èå âûïÿ÷èâàíèÿ â îäíîé èç ãðûæåâûõ çîí. Âûïÿ÷èâàíèå ïîÿâëÿåòñÿ ïðè íàòóæèâàíèè èëè â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè áîëüíîãî, èñ÷åçàåò èëè óìåíüøàåòñÿ â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè ïîñëå ðó÷íîãî âïðàâëåíèÿ.

Áîëü â îáëàñòè ãðûæåâîãî âûïÿ÷èâàíèÿ âîçíèêàåò ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, õîäüáå, ðåçêèõ äâèæåíèÿõ, ïðè èçìåíåíèÿõ áàðîìåòðè÷åñêîãî äàâëåíèÿ. Íåðåäêî ïîÿâëÿþòñÿ òîøíîòà, îòðûæêà, âçäóòèå æèâîòà, çàïîðû.

Ðàçâèòèå ãðûæè ïðîèñõîäèò, êàê ïðàâèëî, ìåäëåííî.  íà÷àëå â ìåñòå ôîðìèðóþùåéñÿ ãðûæè âîçíèêàåò ïîêàëûâàþùàÿ áîëü ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, õîäüáå, áåãå, ïîäúåìå òÿæåñòè. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ïîÿâëÿåòñÿ âûïÿ÷èâàíèå, êîòîðîå èñ÷åçàåò â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè áîëüíîãî è ñíîâà âîçíèêàåò ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

Âûïÿ÷èâàíèå ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàåòñÿ, ïðèîáðåòàåò îêðóãëóþ èëè îâàëüíóþ ôîðìó. Ïðè ãðûæàõ, îñòðî âîçíèêøèõ â ìîìåíò ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ, áîëüíûå îùóùàþò ñèëüíóþ áîëü â îáëàñòè ôîðìèðóþùåéñÿ ãðûæè, âíåçàïíîå ïîÿâëåíèå âûïÿ÷èâàíèÿ áðþøíîé ñòåíêè è êðîâîèçëèÿíèÿ â îêðóæàþùèå òêàíè.

Èññëåäîâàíèå ìåñòíîãî ñòàòóñà âêëþ÷àåò îñìîòð, ïàëüïàöèþ, ïåðêóññèþ è ñïåöèàëüíûå ïðèåìû. Áîëüíîãî îñìàòðèâàþò â ïîëîæåíèè ñòîÿ è â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè; ïðè ýòîì íåîáõîäèìî îáíàæèòü æèâîò è âåðõíþþ òðåòü îáîèõ áåäåð.

Îñìîòð â ïîëîæåíèè ñòîÿ äàåò âîçìîæíîñòü îïðåäåëèòü èíîãäà íåçàìåòíóþ àñèììåòðèþ â ïàõîâûõ îáëàñòÿõ è ïîä ïàõîâûìè ñâÿçêàìè. Ïðè íàòóæèâàíèè è êàøëå îïðåäåëÿþò íåçíà÷èòåëüíûå âûïÿ÷èâàíèÿ, ðàíåå íåçàìåòíûå, à ïðè áîëüøèõ ãðûæàõ óñòàíàâëèâàþò íàèáîëüøèé èõ ðàçìåð. Ïðè ïåðêóññèè ãðûæåâîãî âûïÿ÷èâàíèÿ âûñëóøèâàåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé çâóê ïðè íàëè÷èè â ãðûæåâîì ìåøêå êèøêè, ñîäåðæàùåé ãàç, è ïðèòóïëåíèå, êîãäà ñîäåðæèìûì ãðûæåâîãî ìåøêà ÿâëÿåòñÿ áîëüøîé ñàëüíèê èëè îðãàí, íå ñîäåðæàùèé ãàçà.

Ïðè ïàëüïàöèè îïðåäåëÿþò êîíñèñòåíöèþ ñîäåðæèìîãî ãðûæè (îùóùåíèå óïðóãî-ýëàñòè÷íîé êîíñèñòåíöèè äàåò êèøå÷íàÿ ïåòëÿ, äîëü÷àòîå ñòðîåíèå ìÿãêîé êîíñèñòåíöèè èìååò áîëüøîé ñàëüíèê).

 ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè áîëüíîãî îïðåäåëÿþò âïðàâèìîñòü ñîäåðæèìîãî ãðûæåâîãî ìåøêà.  ìîìåíò âïðàâëåíèÿ áîëüøîé ãðûæè ìîæíî óñëûøàòü õàðàêòåðíîå óð÷àíèå â êèøå÷íèêå. Ãðûæà ìîæåò áûòü âïðàâèìîé, ÷àñòè÷íî âïðàâèìîé è íåâïðàâèìîé. Ýòè äàííûå âàæíû äëÿ õàðàêòåðèñòèêè ãðûæè è äîëæíû áûòü îòðàæåíû â äèàãíîçå.

Ê ñïåöèàëüíûì ìåòîäàì èññëåäîâàíèÿ îòíîñÿò îïðåäåëåíèå ãðûæåâûõ âîðîò è ñèìïòîìà êàøëåâîãî òîë÷êà. Ïîñëå âïðàâëåíèÿ ñîäåðæèìîãî ãðûæè ïàëüöåì, ââåäåííûì â ãðûæåâûå âîðîòà, óòî÷íÿþò ðàçìåð, ôîðìó íàðóæíîãî îòâåðñòèÿ ãðûæåâûõ âîðîò. Ïðè ïîêàøëèâàíèè áîëüíîãî ïàëåö èññëåäóþùåãî îùóùàåò òîë÷êè âûïÿ÷èâàþùåéñÿ áðþøèíû è ïðèëåæàùèõ îðãàíîâ (ñèìïòîì êàøëåâîãî òîë÷êà).

Êàøëåâîé òîë÷îê — õàðàêòåðíûé ñèìïòîì íàðóæíîé ãðûæè æèâîòà. Äëÿ âûÿâëåíèÿ ãðûæ íåîáõîäèìî îáñëåäîâàòü âñå ãðûæåâûå çîíû.

Ïðè áîëüøèõ ãðûæàõ äëÿ îïðåäåëåíèÿ ñîäåðæèìîãî ãðûæåâîãî ìåøêà ïðîâîäÿò ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

Ñêîëüçÿùèåãðûæè — ýòî ãðûæè, â êîòîðûõ îäíîé èç ñòåíîê ãðûæåâîãî ìåøêà ÿâëÿåòñÿ îðãàí, ÷àñòè÷íî ïîêðûòûé áðþøèíîé (íàïðèìåð, ìî÷åâîé ïóçûðü, âîñõîäÿùàÿ è íèñõîäÿùàÿ êèøêè). Ðåäêî ãðûæåâîé ìåøîê îòñóòñòâóåò, à âñå âûïÿ÷èâàíèå îáðàçîâàíî òîëüêî òåìè ñåãìåíòàìè ñîñêîëüçíóâøåãî îðãàíà, êîòîðûå ïî÷òè íå ïîêðûòû áðþøèíîé. Ñêîëüçÿùèå ãðûæè òîëñòîé êèøêè ÷àùå áûâàþò ïðè êîñûõ ïàõîâûõ ãðûæàõ, à ìî÷åâîãî ïóçûðÿ ïðè ïðÿìûõ ïàõîâûõ ãðûæàõ. Ñêîëüçÿùèå ãðûæè ñîñòàâëÿþò 1-1,5% âñåõ ïàõîâûõ ãðûæ. ãðûæà æèâîò íàðóæíûé âíóòðåííèé

Ñêîëüçÿùèå ãðûæè ïî ìåõàíèçìó âîçíèêíîâåíèÿ ìîãóò áûòü âðîæäåííûìè è ïðèîáðåòåííûìè. Ïðè âðîæäåííûõ ñêîëüçÿùèõ ãðûæàõ îðãàíû (íàïðèìåð, òîëñòàÿ êèøêà, ìî÷åâîé ïóçûðü) ïîä âëèÿíèåì ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí, èíîãäà íà÷èíàÿ ñ ýìáðèîíàëüíîãî ïåðèîäà, ïîñòåïåííî ìîãóò íåêîòîðûìè ñâîèìè îòäåëàìè, íå ïîêðûòûìè áðþøèíîé, ñïóñòèòüñÿ èëè êàê áû ñîñêîëüçíóòü ïî ðûõëîé ðåòðîïåðèòîíåàëüíîé êëåò÷àòêå ê âíóòðåííèì ãðûæåâûì âîðîòàì, âûéòè èç áðþøíîé ïîëîñòè è ñòàòü ñîñòàâíîé ÷àñòüþ ãðûæåâîãî âûïÿ÷èâàíèÿ áåç ãðûæåâîãî ìåøêà.

Ïðèîáðåòåííûå ñêîëüçÿùèå ãðûæè âîçíèêàþò âñëåäñòâèå ìåõàíè÷åñêîãî ñòÿãèâàíèÿ áðþøèíîé ïðèëåæàùèõ ê íåé ñåãìåíòîâ êèøêè èëè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, ëèøåííûõ ñåðîçíîãî ïîêðîâà.

Ñêîëüçÿùàÿ ãðûæà òîëñòîé êèøêè íå èìååò ïàòîãíîìîíè÷íûõ ñèìïòîìîâ. Îáû÷íî ýòî áîëüøàÿ ãðûæà ñ øèðîêèìè ãðûæåâûìè âîðîòàìè ó ëèö ïîæèëîãî èëè ñòàð÷åñêîãî âîçðàñòà. Äèàãíîñòèêå ïîìîãàåò ðåíòãåíîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå òîëñòîé êèøêè (èððèãîñêîïèÿ).

Ïðè ñêîëüçÿùèõ ãðûæàõ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ áîëüíûõ ìîãóò áåñïîêîèòü ðàññòðîéñòâà ìî÷åèñïóñêàíèÿ èëè ìî÷åèñïóñêàíèå â äâà ïðèåìà. Ñíà÷àëà áîëüíîé îïîðîæíÿåò ìî÷åâîé ïóçûðü, à ïîòîì ïîñëå íàäàâëèâàíèÿ íà ãðûæåâîå âûïÿ÷èâàíèå ïîÿâëÿåòñÿ íîâûé ïîçûâ íà ìî÷åèñïóñêàíèå, è áîëüíîé íà÷èíàåò ìî÷èòüñÿ ñíîâà. Ïðè ïîäîçðåíèè íà ñêîëüçÿùóþ ãðûæó ìî÷åâîãî ïóçûðÿ íåîáõîäèìî âûïîëíèòü êàòåòåðèçàöèþ ìî÷åâîãî ïóçûðÿ è öèñòîãðàôèþ. Ïîñëåäíÿÿ ìîæåò âûÿâèòü ôîðìó è ðàçìåðû ãðûæè ìî÷åâîãî ïóçûðÿ, íàëè÷èå êàìíåé â ìî÷åâîì ïóçûðå.

Ëå÷åíèå: òîëüêî õèðóðãè÷åñêîå. Åñëè íå çíàòü àíàòîìè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ñêîëüçÿùåé ãðûæè, ìîæíî âî âðåìÿ îïåðàöèè âñêðûòü âìåñòî ãðûæåâîãî ìåøêà ñòåíêó êèøêè èëè ñòåíêó ìî÷åâîãî ïóçûðÿ.

Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå — îñíîâíîé ìåòîä ëå÷åíèÿ íàðóæíûõ ãðûæ æèâîòà. Îïåðàöèÿ — ýòî åäèíñòâåííàÿ âîçìîæíîñòü ïðåäîòâðàòèòü òàêèå òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ ãðûæè, êàê åå óùåìëåíèå, âîñïàëåíèå è äð.

Îïåðàöèþ íåîñëîæíåííûõ ãðûæ ïðîâîäÿò ïî ýòàïàì: ðàññåêàþò òêàíè íàä ãðûæåâûì ìåøêîì, ðàññåêàþò ãðûæåâûå âîðîòà, âûäåëÿþò ãðûæåâîé ìåøîê, âñêðûâàþò åãî, âïðàâëÿþò ñîäåðæèìîå ãðûæåâîãî ìåøêà â áðþøíóþ ïîëîñòü, ïðîøèâàþò è ïåðåâÿçûâàþò ãðûæåâîé ìåøîê â îáëàñòè øåéêè, îòñåêàþò ãðûæåâîé ìåøîê è óêðåïëÿþò áðþøíóþ ñòåíêó â îáëàñòè ãðûæåâûõ âîðîò ïóòåì ïëàñòèêè ìåñòíûìè òêàíÿìè èëè àëëîïëàñòè÷åñêèìè ìàòåðèàëàìè. Ãðûæåñå÷åíèå ïðîâîäÿò ïîä ìåñòíûì èëè îáùèì îáåçáîëèâàíèåì.

Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ãðûæ ïðîâîäÿò ïðè ïóïî÷íûõ ãðûæàõ Ó äåòåé. Îíî çàêëþ÷àåòñÿ â ïðèìåíåíèè ïîâÿçîê ñ ïåëîòîì, êîòîðûå ïðåïÿòñòâóþò âûõîæäåíèþ âíóòðåííèõ îðãàíîâ. Ó âçðîñëûõ ïðèìåíÿþò ðàçëè÷íîãî âèäà áàíäàæè.

Íîøåíèå áàíäàæà íàçíà÷àþò áîëüíûì, êîòîðûå íå ìîãóò áûòü îïåðèðîâàíû èç-çà íàëè÷èÿ ó íèõ ñåðüåçíûõ ïðîòèâîïîêàçàíèé ê îïåðàöèè (äåêîìïåíñàöèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé ñåðäöà, ëåãêèõ, ïî÷åê, öèððîç ïå÷åíè, äåðìàòèò, ýêçåìà, çëîêà÷åñòâåííûå íîâîîáðàçîâàíèÿ). Öåëü íîøåíèÿ áàíäàæà — ïðåïÿòñòâîâàòü âûõîæäåíèþ âíóòðåííèõ îðãàíîâ â ãðûæåâîé ìåøîê. Áàíäàæ ñïîñîáñòâóåò çàêðûòèþ ãðûæåâûõ âîðîò. Íîøåíèå áàíäàæà âîçìîæíî òîëüêî ïðè âïðàâèìûõ ãðûæàõ.

Äëèòåëüíîå íîøåíèå áàíäàæà ñïîñîáñòâóåò àòðîôèè òêàíåé áðþøíîé ñòåíêè, îáðàçîâàíèþ ñðàùåíèé ìåæäó âíóòðåííèìè îðãàíàìè è ãðûæåâûì ìåøêîì, ò. å. âåäåò ê ðàçâèòèþ íåâïðàâèìîñòè ãðûæè.

Ïðîôèëàêòèêà:èìååò çíà÷åíèå ñîáëþäåíèå ãèãèåíû ãðóäíûõ äåòåé, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â óõîäå çà ïóïêîì, ïðàâèëüíîì êîðìëåíèè, ðåãóëÿöèè ôóíêöèè êèøå÷íèêà. Ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé è ñïîðòîì êàê ñðåäñòâî óêðåïëåíèÿ ìûøö è îðãàíèçìà âîîáùå. Íåîáõîäèìî áîðîòüñÿ ñ îæèðåíèåì è îñîáåííî ñ ñèëüíûì èñòîùåíèåì ïîñëå íåãî, òàê êàê ýòè ïàòîëîãè÷åñêèå ñîñòîÿíèÿ íåðåäêî áëàãîïðèÿòñòâóþò îáðàçîâàíèþ ãðûæ. Íà ïðåäïðèÿòèÿõ íåîáõîäèìî ïðàâèëüíî ïîäáèðàòü ðàáî÷èõ íà ôèçè÷åñêóþ ðàáîòó â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ ñèëàìè è ñîñòîÿíèåì çäîðîâüÿ.

Áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ðàííåå âûÿâëåíèå ëþäåé, ñòðàäàþùèõ ãðûæàìè æèâîòà, è íàïðàâëåíèå èõ íà îïåðàöèþ äî ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèé. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ïðîâîäèòü ïðîôèëàêòè÷åñêèå îñìîòðû íàñåëåíèÿ, â ÷àñòíîñòè øêîëüíèêîâ è ëèö ïåíñèîííîãî âîçðàñòà.

Ëèòåðàòóðà, èñïîëüçîâàííàÿ äëÿ íàïèñàíèÿ ëåêöèè

1. Êðûìîâ À.Ï. “Ó÷åíèå î ãðûæàõ”, 1930 ã.

2. Êóçèí Ì.È. “Õèðóðã÷åñêèå áîëåçíè”, 1995 ã.

3. Êóêóäæàíîâ Ï.È. “Ïðÿìûå ïàõîâûå ãðûæè è èõ ëå÷åíèå”, 1949 ã.

4. Íàïàëêîâ È.È. “Î ãðûæàõ áåëîé ëèíèè æèâîòà”, 1950 ã.

5. Âîñêðåñåíñêèé À.Â. “Ãðûæè áðþøíîé ñòåíêè”, 1968 ã.

6. Àñòàïåíêî À.Ã. “Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî ïî õèðóðãè÷åñêèì áîëåçíÿì”, 1984 ã., ÷àñòü 1.

7. Ëèòòìàíí È. “Îïåðàòèâíàÿ õèðóðãèÿ”, 1982 ã.

8. Êàðèìîâ Ø.È. “Õèðóðãèê êàñàëëèêëàð”, 1991 ã.

9. Àúçàìõîæàåâ Ñ.Ì. “Õèðóðãèê êàñàëëèêëàð”, 1991 ã.

10. Ðóñàêîâ Â.È. “Îñíîâû ÷àñòíîé õèðóðãèè”, 1975 ã.

11. https://www.tma.tmn.ru/Vestnik.

Читайте также:  Народная медицина рецепты грыжа межпозвонковая

12. https://medi.ru/doc/83.htm.

13. https://www.rmj.net/index.htm.

14. https://www.consilium-medicum.com/media/refer.

15. https://www.mediasphera.aha.ru.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник